Найти тему
Читающий котофей

Демонические женщины Тэффи

Оглавление

Так получилось, что когда Надежда Лохвацкая дебютировала в литературе, ее сестра Мирра Лохвацкая уже была признанной поэтессой. «Мне казалось чем-то смешным, если все мы полезем в литературу», - признавалась Надежда позднее, когда уже стала публиковаться под псевдонимом Тэффи.

Почему она выбрала такую подпись? Здесь существует две точки зрения: сама Тэффи писала, что заимствовала прозвище слуги Степана – Стеффи; вторая версия предполагает, что источником мог послужить английский стишок. Как бы там ни было, Тэффи стала ярким эпизодом русской юмористической литературы.

«Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами»

О Тэффи в литературных кругах отзывались крайне положительно.

«..изящество манеры, легкость письма, тот же опытный, тонкий анализ мелкой повседневной жизни, переходящий порой в грустную сатиру», - писала о ней другая Надежда, Мельникова-Папоушек.
«Писатели комические, юмористы и сатирики, редко бывают крупными поэтами. <…> Н.А.Тэффи не составляет исключения из этого правила <…>. Но, может быть, ее популярность <…> излишне и не по заслугам скрывает в ней от читателя поэта», - писал о ее стихах Евгений Зноско-Бороский.

Юмористические рассказы Тэффи стали популярными, пожалуй, потому, что писательница создавала в них яркие типизированные образы своих современников. Особенно, на мой взгляд, примечательны ее женские персонажи.

Я до сих пор помню впечатление от первого прочитанного ее рассказа – «Жизнь и воротник». Мы тогда в старших классах проходили литературу XX века. И я мог смело себе признаться, что ничего подобного я еще не читал.

Несчастная Олечка Розова, «честная жена честного человека», превратилась в рабыню... воротничка. Обыкновенного крахмального воротника с желтой ленточкой. Ведь такой аксессуар требует стиля. А именно – новую кофточку, юбку, ботинки и даже диван. Да что там вещи, такой аксессуар требует совсем иного стиля жизни! И вот бедная Олечка Розова, не в силах сопротивляться ненасытному воротничку, вынуждена целоваться со студентом в кабинете и хамить своему честному мужу. Кошмар Олечки Розовой закончился, когда проклятый воротничок потерялся во время стирки в прачечной. Причем, как назло, на следующий же день после расставания с мужем.

Уже само имя Олечка показывает, насколько она беззащитна перед такой сильной личностью, как воротник. Человек и вещь меняются местами, в этом доведении до абсурда и рождается особый юмор Тэффи. Ее ироничное повествование заставляет жалеть героиню, ведь ее действия оправдываются волей воротника. В названии «Жизнь и воротник» словно два противоположных друг другу понятия, как в «Войне и мире» или «Отцах и детях».

-2

Обобщеннный образ героинь Тэффи представлен в известном рассказе «Демоническая женщина». Такая женщина непредсказуема, и оттого привлекательна для других. Хотя по сути своей она всего лишь «претенциозная барыня-кривляка, бьющая на эффект» (определение Н. Мельниковой-Папоушек).

Она почти вся характеризуется через вещи:

«Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой «для цианистого кали, который ей непременно пришлют в следующий вторник», стилет за воротником, четки на локте и портрет Оскара Уайльда на левой подвязке».

Демоническая женщина просто не может вести себя, как обыкновенная, поэтому даже такую пошлую вещь, как селедку с луком, будет требовать не иначе, как: «Селедка? Да, да, дайте мне селедки, я хочу есть селедку, я хочу, я хочу, Это лук? Да, да, дайте мне луку, дайте мне много всего, всего, селедки, луку, я хочу есть, я хочу пошлости, скорее... больше... больше, смотрите все... я ем селедку!».

И хотя Тэффи высмеивает черты своих современниц, ее героини вопреки всему вызывают симпатию, улыбку. Создается впечатление, что Тэффи сама их любит и описывает, как хороших знакомых. Да и в конце концов, желание порисоваться, подчинить себя какой-нибудь вещи – эти маленькие слабости свойственны большинству из нас, если не всем. Чего греха таить, мне вот, например, порой невозможно оторваться от своего телефона, который требует не только регулярной зарядки и чистки памяти, но и новых обоев на экран и цветных чехлов. Еще обязательно просит доставать себя всюду, где только можно, и пялиться в экран. А еще он ревнует, когда ты с друзьями, и требует неприлично много внимания к себе. Даже если друзья обижаются.

-3

Источники

"Пражская критика о творчестве Н.А. Тэффи"

Тэффи. Жизнь и воротник

Тэффи. Рассказы