Найти в Дзене
BIS ART GALLERY

BIS ART GALLERY про рекурсию в живописи


Рекурсия в живописи довольно занятный художественный приём, появившийся впервые в эпоху Возрождения. Примерно в это время, живописные работы становятся многоплановыми и в творчестве появляется такое понятие, как "пространственная перспектива". 

Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини», 1434, дубовая доска, масло, 82×60. Национальная галерея, Лондон. Деталь
Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини», 1434, дубовая доска, масло, 82×60. Национальная галерея, Лондон. Деталь

Научный термин рекурсия означает процесс повторения элементов самоподобным образом, то есть, простым языком, "картина в картине".

Амур Кочишвили «Воспоминания», 2013, холст, масло, 50×70. Галерея BIS ART, Москва
Амур Кочишвили «Воспоминания», 2013, холст, масло, 50×70. Галерея BIS ART, Москва
Фредерик Базиль «Мастерская художника на улице Кондамин 9 в Париже», 1870, масло, холст, 98×128. Музей д’Орсе, Париж
Фредерик Базиль «Мастерская художника на улице Кондамин 9 в Париже», 1870, масло, холст, 98×128. Музей д’Орсе, Париж

Настоящий расцвет рекурсивных изображений начинается в XV в. Зачастую дальний план в картинах даётся как вид из окна, двери, арки и прочих отверстий, а действо изображённое за окном/дверью/аркой также можно представить, как картину с собственным сюжетом. Например взгляните на миниатюру со страниц часослова Марии Бургундской, 1477 года.

В его создании участвовали такие художники как Симон Мармион, Лимен ван Латем и неизвестный автор, находящийся под покровительством Марии Бургундской.
В его создании участвовали такие художники как Симон Мармион, Лимен ван Латем и неизвестный автор, находящийся под покровительством Марии Бургундской.

Мария Бургундская здесь изображена дважды: на переднем плане, и в окне, в интерьере собора, поклоняющаяся Богоматери.


Очень интересный пример рекурсии мы можем увидеть в «Портрете четы Арнольфини», 1435 года Яна ван Эйка.

Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434, дубовая доска, масло, 82×60. Национальная галерея, Лондон
Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434, дубовая доска, масло, 82×60. Национальная галерея, Лондон

В настенном зеркале отражаются позирующие и сам художник.

Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини», 1434, дубовая доска, масло, 82×60. Национальная галерея, Лондон. Деталь
Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини», 1434, дубовая доска, масло, 82×60. Национальная галерея, Лондон. Деталь


Картина в картине в буквальном смысле так же имеет место быть на полотнах художников. Сюжет Луки, пишущего Мадонну является первостепенным примером. 

Дерик Багерт, «Святой Лука, рисующий Мадонну», ок. 1485-90, центральное изображение триптиха Святого Луки, дерево, масло, 112×81. Вестфальский государственный музей искусства и истории культуры
Дерик Багерт, «Святой Лука, рисующий Мадонну», ок. 1485-90, центральное изображение триптиха Святого Луки, дерево, масло, 112×81. Вестфальский государственный музей искусства и истории культуры
Никлаус Мануэль (Дойч) «Св. Лука, рисующий Мадонну», 1515, створка несохранившегося алтаря, дерево, темпера, 117×82. Художественный музей, Берн
Никлаус Мануэль (Дойч) «Св. Лука, рисующий Мадонну», 1515, створка несохранившегося алтаря, дерево, темпера, 117×82. Художественный музей, Берн
Пьер Миньяр «Св. Лука, рисующий Мадонну», 1695, дерево, масло. Музей Сен-Луп, Труа
Пьер Миньяр «Св. Лука, рисующий Мадонну», 1695, дерево, масло. Музей Сен-Луп, Труа

Кстати, Пьер Миньяр не забыл про себя любимого и добавил свой автопортрет на полотно.


Мы видим подобную рекурсию "картину в картине" в одной из работ хранящуюся в нашей галерее, вышедшую из под кисти Амура Кочишвили

Амур Кочишвили, «Бабушкины сказки», 2014, холст, масло, 50×70. Галерея BIS ART, Москва
Амур Кочишвили, «Бабушкины сказки», 2014, холст, масло, 50×70. Галерея BIS ART, Москва

Вся стена, позади главных персонажей, усеяна разнообразными картинами и фотографиями. Они демонстрируют зрителю предыдущие поколения, создавая в воображении нить , которая связывает семью.