Как правило, люди к похвале относятся хорошо и похвалу считают весьма достойным делом: и человеку приятно, и мотивирует. Вот мама видит, как дочка что-то нарисовала на листочке бумаги, и спешит подбодрить дочку: «Ай, ты умница моя! А какой у тебя рисуночек хороший получился! Баа, какая ты молодчинка моя!». Или руководитель, принимая отчет от сотрудника, с радостью восклицает: «Ого, и даже придраться не к чему, работа выполнена в срок и качественно. Супер! Да вы просто молодец!». Приятно? Да, очень. А что если я предположу, что у такой похвалы есть и обратная сторона медали...
На самом деле, предположу не только я, а сделаю я это вслед за Жан Ледлофф, которая в своей книге «Как вырастить ребенка счастливым» отмечает одно интересное свойство человеческого ожидания, которое формирует у человека, на которого направлено ожидание, косвенное, неявное внушение. А вот с этого места давайте поподробнее.
Ожидание — это не только то, что говорится словами и транслируется явно (например, «я хочу, чтобы ты вымыл за собой посуду»). Ожидание — это тот образ, который создается и более тонкими инструментами, такими как невербальная реакция (эмоции, мимика, интонации и прочее) и даже… похвалой. Вот смотрите, если на примере ситуации, описанной выше, про маму, которая хвалит девочку за то, что девочка нарисовала что-то там на листочке бумаги. О чем говорит похвала мамы? Помимо радости от того, что сделала дочка, похвала содержит еще и внушение «я от тебя такого не ожидала». Т.е. дочка, просто накалякав что-то для собственной радости на бумаге, вдруг понимает, что сделанное ею — это прям достижение, и мама при этом не считает, что для дочери это естественно. Мамино ожидание состоит в том, что дочка не умеет рисовать, и поэтому этот рисунок (который, возможно, дался ребенку без усилий и совершенно просто) оказывается прям настоящим прорывом, который маму удивил. Т.е. прямо, вербально, мама девочку хвалит. А косвенно — идет внушение «ты у меня еще такая маленькая и неумеха, что я от тебя таких рисунков и не ожидаю». На что среагирует девочка? — Внешне, разумеется, на похвалу. А внутренне она дополнит свою картинку мира представление о себе как о той, которая на такие «подвиги» в виде рисунка способна лишь изредка. А кто ей это подсказал? — Правильно, мама: из самых лучших побуждений, просто похвалив дочу.
Или еще пример про руководителя, который я также привел выше, где участниками ситуации оказываются уже не дети, а взрослые люди. Руководитель явно, «на поверхности», говорит о том, что он выполненной работой доволен. А косвенно идет внушение в стиле «вообще-то я ожидаю от работников безалаберности, а вы меня приятно удивили, чему я несказанно рад». Это косвенное внушение создает образ ожидания руководителя, которому, как правило, хочется подыграть, хочется соответствовать. И потом руководитель будет удивлен, почему под его началом все сотрудники, даже талантливые, начинают работать все хуже и хуже. Кстати, такое же внушение «вы ничего не умеете» будет создавать и тот руководитель, который к каждому сотруднику будет лезть с непрошенной помощью: «Ай, дай помогу, я это быстрее сделаю». И у такого руководителя сотрудники будут все более и более неумехами, потому что сильное внушение «я не ожидаю, что вы справитесь» будет рождать ответное стремление этому ожиданию следовать: «Ну, раз от нас не ожидают — так зачем стараться».
Таким же образом работают и разные осторожничания и попытки предотвратить разного рода опасности, формируя у «подопечных» неспособность самостоятельно побеспокоиться о собственной безопасности. Особенно это явным это оказывается при воспитании детей. Так, Жан Ледлофф в своей книге постоянно сравнивает процесс воспитания детей в американской культуре и детей культуры индейцев екуана. Американские дети, пишет Жан, окружены заботой постоянно, и у них формируется ощущение, что от них прям вот все ожидают, что с ними что-то обязательно произойдет. Это как постоянно внушать ребенку «Смотри, не упади, только не упади, я боюсь, что ты упадешь» — и ребенок ведь исполнит внушение. Он, скорее всего, обязательно упадет, потому что не выполнить пожелание родителя, сформированного в негативной установке «не упади», сложно. Образ падения настолько прочно застревает в голове у ребенка, что он рано или поздно исполняет данное ему в голову пророчество, чем вызывает сокрушенный возглас «Ну, я так и знала! А, что я говорила?!». Дети екуана воспитываются иначе: родители всем своим поведением показывают ребенку, что они ожидают от него осмотрительности и самостоятельности, и дети таки учатся смотреть за собой сами, ориентироваться в мире самостоятельно и анализировать источники опасности исходя из собственного желания жить, потому что они знают, что помощь придет к ним только в крайнем случае, и никто под попку поддерживать не будет (упал? — вставай!), и никто не прибежит с охами и ахами, заламывая руки и причитая, продумывая попутно, как бы ребеночка оградить от боли и опасностей этого мира. Да, информировать ребенка об опасности — это важно. Но еще важнее воспитать в нем личностную установку на самостоятельную заботу о себе, чтобы мозг не выключался в связи с тем, что «обо мне и так позаботятся».
Мне показался любопытным еще один случай, описанный в книге. В одном из городков Америки обильно выпал снег, и дороги так замело, что у пожарной службы возникло серьезное опасение, что они не смогут добраться до места пожара, если вдруг такая необходимость возникнет. И тогда главный пожарник города обратился с предупреждением к населению, мол, «будьте аккуратны, доехать в случае чего не сможем, так что тушить пожар будете сами». Что самое интересное, количество пожаров после этого объявления резко сократилось, хотя, по статистике, раньше они вспыхивали с завидной регулярностью, по нескольку в день. Т.е. люди, поняв, что помощи ждать неоткуда и нужно рассчитывать на самих себя, пожары делать перестали. Кстати, а потом, когда дороги расчистили и пожарная служба возобновила свой прежний режим работы — прежней стала и частота возникновения пожаров. Т.е. люди, зная о возможной помощи в любое время дня и ночи, действуют под внушением «а зачем о себе заботиться, если обо мне заботятся другие?». Люди живут в картинке мира, где им было сообщено, что они «невнимательные и безответственные люди, которым нужно правила безопасности разжевать и в рот положить, и все равно они что-нибудь подожгут». И ведь правда подожгут. Если внушенное ожидание столь сильно — грех его не уважить.
Рекомендую почитать книгу, там очень много интересных мыслей и нюансов.
И — приглашаю к самостоятельному размышлению вдаль и вглубь :)