В интервью CFO Russia Сергей поделился опытом использования Zero-Based Budgeting (бюджетирование на нулевой основе – прим. ред.) в его компании.
Как давно в Kraft Heinz применяют концепцию Zero-Based Budgeting?
Наша компания – один из пионеров использования этой концепции на рынке FMCG. Метод ZBB пришел в Kraft Heinz с момента слияния компаний под руководством инвестиционных фирм 3G Capital и Berkshire Hathaway в 2015 году.то послужило причиной для перехода к этой программе?
Специфика 3G Capital – стремительное увеличение финансовой эффективности работы компаний, которые она приобретает. ZBB – один из наиболее результативных способов по оптимизации накладных затрат, которые до недавних пор были очень «раздуты» у крупных международных FMCG-корпораций. Помимо улучшения прибыльности бизнеса, ZBB помогает оптимизировать операционные процессы внутри компании и наладить четкую систему контроля ответственных лиц над определенными сегментами затрат. Так мы смогли привести принципы бюджетирования Kraft Heinz в соответствие со стандартами 3G и достичь солидной экономии в затратах.
С какими трудностями вы сталкивались при внедрении Zero-Based Budgeting и как удалось их преодолеть?
Я бы выделил 3 трудности.
Во-первых, необходимо привить сотрудникам новую культуру отношения к деньгам компании как к собственным, развить в них дух предпринимательства. Если говорить о бюджетах крупных корпораций, мало кто ставит своей целью найти возможности для экономии. Чаще всего много средств идет на шикарные корпоративы, постоянные командировки в разные страны и прочие необоснованные расходы. Нужно прививать культуру ответственного бюджетирования. В работу над этим необходимо вовлекать руководителей разных уровней, популяризировать идею, а также акцентировать внимание на возможностях, которые ZBB дает компании.
Вторая сложность – построение четкой структуры ответственности и контроля над бюджетами компании. Вначале необходимо сформировать и донести «правила игры». Это нужно чтобы участники нового процесса чувствовали ответственность и понимали свое влияние на результат, а не воспринимали новые обязанности как дополнительную головную боль.
Третья проблема – разработка технической части. Здесь требуется слаженная работа проектной группы, которая способна создать детальный план внедрения ZBB. Сюда входит система или тул, где будут фиксировать бюджеты, назначение ключевых пользователей, матрица согласования и прочие аспекты проекта.
Какие еще выгоды Zero-Based Budgeting приносит вашей компании?
Главная выгода от ZBB – это увеличение прибыли путем сокращения абсолютных затрат. Это позволяет компании направлять больше средств как на выплаты акционерам, так и на реинвестирование в новые бизнесы. Помимо экономии средств, ZBB улучшает качество бюджетного контроля в компании, повышает финансовую грамотность сотрудников и не дает возможности тратить средства на необоснованные цели.
Сегментация бюджетов позволяет четко разделять статьи затрат разных отделов и сопоставлять их друг с другом и рынком, а также выставлять цели на следующие периоды. Топ-менеджеры – держатели этих сегментов, активно помогают команде достичь результата путем постоянной поддержки и коммуникации с бизнесом.
Задать свои вопросы Сергею и узнать больше об опыте Kraft Heinz вы сможете на Деловом завтраке «Управление затратами на предприятии как эффективный метод сохранения конкурентоспособности», который состоится 29 января 2019 года в Москве.
Алиса Попова, CFO Russia