Отсутствие доказательства не является доказательством отсутствия.
Карл Саган
Парадокс Ферми
Летом 1950-го в столовой Лос-Аламосской лаборатории четверо американских физиков вели полушутливую беседу о возможности существования инопланетных цивилизаций. «Вы не задумывались о том, где все?» — спросил Энрико Ферми, тот самый, что участвовал в создании первого в мире ядерного реактора. Пройдут годы, и этот вопрос заставит правительства многих стран вкладывать колоссальные суммы в проекты по поиску признаков внеземной жизни. А сама проблема получит название «парадокс Ферми».
Собственно, сам парадокс заключён в следующем. Только в нашей галактике сотни миллиардов планет. Десятки миллиардов из них могут иметь условия, сходные с земными. Учитывая масштаб Вселенной и её возраст, она уже должна была быть заселённой разумными существами. Однако всё что мы имеем — это Великое Безмолвие Космоса. Как это возможно?
Гипотеза зоопарка
Бессмертный Циолковский писал: «Не пойдем же мы в гости к волкам, ядовитым змеям или гориллам. Мы их только убиваем. Совершенные же животные небес не хотят то же делать с нами.» И в самом деле: ползают муравьи у нас под ногами, строят чего-то, пыхтят. Но какое нам до них дело? И более того, способны ли они вообще понять, что мы есть?
Так что факт отсутствия у нас доказательств существования внеземных цивилизаций, собственно, мало о чём говорит. Вполне возможно, что Большой Брат наблюдает за нами… Хотя… Не будем забывать о том, что наука оперирует вероятностями. А гораздо более вероятным является ситуация, при которой мы действительно одни. И вот это — уже проблема посерьёзнее Большого Брата.
Великий фильтр
Высокая вероятность зарождения жизни и экспоненциальный характер развития цивилизации при Великом Безмолвии может означать и наличие универсальной причины, ведущей к гибели разумной жизни, а вместе с ней, скорее всего, и к жизни как таковой. Эту универсальную причину назвали Великим Фильтром.
Не для кого не секрет, что Вселенная развивается по определённым законам. То есть существуют закономерности, определяющие ход истории. Пусть это будут «законы природы». Законам природы подчинена и эволюция жизни. Что если существует запрограммированная причина гибели разумной жизни? Тогда понятно, почему мы никого не видим и не слышим: цивилизация существует слишком короткий промежуток времени, чтобы успеть стать сверхцивилизацией, и губит себя раньше. Не очень приятное предположение, зато весьма правдоподобное.
Феномен обывателя
В студии астрофизик Владимир Липунов. Рассказывает о строительстве гигантских телескопов для поиска внеземной жизни. Слушатели задают вопросы, похожие одни на другой, как братья-близнецы: «А что нам даст обнаружение бактерий на какой-то далёкой планете? Зачем нам это надо?» Астрофизик раздражён: обыватель готов разменять ракеты на колбасу.
И разменяет, будьте спокойны. Всё что нужно мухе — это жрать и откладывать яйца. А много ли надо обывателю? Часто ли он поднимает голову к небу? Ему бы за ипотеку рассчитаться, машину починить и жену в Турцию свозить. Какая тут может быть астрофизика? Жрать и яйца откладывать — вот, чем озабочен обыватель. А он составляет массу нашего разрастающегося муравейника. И сколько бы не взывали к голосу разума астрофизики, экологи, антропологи и прочие умные исключения, правила игры всё одно будет устанавливать обыватель. Он и является тем Великим Фильтром, столкновение с которым у нас ещё впереди.
Рептилоиды среди нас
Если представить рептилоидную попсятину в околонаучном свете, получится следующая картина. Змей — символ животного начала в человеке. Инстинкт. Слепая программа, определяющая наше поведение. Мы не можем до неё дотянуться — она сокрыта в глубинах бессознательного, но уверенно рулит нашей жизнью. Чем инстинктивнее человек, тем ближе он к рептилоиду.
А обыватель весь инстинктивен. Не только тот, что шуршит пакетами в дешёвых супермаркетах, покупая несъедобные полуфабрикаты в перемешку с алкоголем и конфетами. Но и тот, что проминает отъевшейся жопой спиной кабинетное кресло. Инстинкты бывают разные: одних они заставляют бескомпромиссно доминировать, других безропотно подчиняться. На том стоит самосборка человеческого муравейника. Но между хищником и жертвой нет разницы, если свои действия они совершают непроизвольно. В какой бы фантик не завернуть обывателя, он всё одно будет жрать и откладывать яйца. В этом его суть. Суть рептилоида.
Безмолвие в черепной коробке
Мы ищем разумную жизнь на космических просторах и не можем её найти. Быть может отгадку парадокса Ферми нам даст исследование своей собственной природы? Быть может нам следует поискать источник разума внутри самих себя? Ведь может оказаться так, что Великое Безмолвие Космоса — лишь следствие Великого Разумного Безмолвия в наших сапиентных мозгах.
Универсальная причина, уничтожающая жизнь может оказаться у нас под самым носом, а если быть точнее, в нас самих. Сегодня мы — невероятно расплодившееся обезьянье стадо, игрушки которого давно изменили облик планеты и условия жизни. Но инстинкты, продолжающие определять наши мысли и поступки остались прежними. Разум не успевает эволюционировать вслед за техническим прогрессом, и очередное «разумное» существо вновь и вновь в слепом азарте срубает сук, на котором держится не только она, но и все остальные.
Это только в сказках громовник побеждает змея. А в жизни — наоборот. И вот уже мы сами приближаем время очередного Рагнарока.
Дорогой Нового Сознания
К сожалению, мы должны констатировать весьма плачевный факт: укрупнение головного мозга не дало нам значимых эволюционных преимуществ. То, что мы за 20 тысяч лет заселили все континенты не в счёт: за безудержным ростом популяции всегда идёт неизбежный коллапс. Это закон природы. Не избежим этого и мы. Давайте задумаемся над иным: из многих разумных видов Homo выжили только мы. да и то дважды проходили через «бутылочное горлышко». То есть нам реально повезло. Наши же родственники, хвастающие большими мозгами, находятся на грани исчезновения (шимпанзе, гориллы). Так насколько полезен разум?
И всё же мы можем осознавать. Ну, хотя бы некоторые из нас. В конце-концов не всем же жрать и яйца откладывать, кого-то и к звёздам тянет. И, как знать, быть может именно они сумеют победить змея, хотя бы в себе самих. Быть может они сумеют вновь пройти через «бутылочное горлышко» и оставят позади Великий Фильтр, а вместе с ним и феномен обывателя. Быть может, они распахнут пространство нового сознания и дадут начало новому виду — Человеку благоразумному.
Рудияр