Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Не хочу румяниться!

Мария Антуанетта, королева Франции, печально закончившая свои дни, была настоящей иконой стиля своей эпохи. В отличие от своих предшественниц на французском троне, она стремилась с помощью нарядов подчеркнуть не высокий статус первой дамы королевства, а свою женскую привлекательность. И тратила на это столько, что её прозвали "мадам Дефицит".

Мария Антуанетта, Йозеф Хикель, 1773-74, из коллекции Национального музея изобразительных искусств (Стокгольм)
Мария Антуанетта, Йозеф Хикель, 1773-74, из коллекции Национального музея изобразительных искусств (Стокгольм)

Однако поначалу, когда Мария Антуанетта только приехала во Францию, она была другой. Совсем юной девушкой, которой нужно было приспособиться к новому укладу жизни. Тут и выяснилось, что, по-первых, будущая королева не желает туго шнуроваться в жёсткие корсеты, как это делали при французском дворе. А, во-вторых, не желает ярко румяниться. Но здесь так принято! Это было, в конце-то концов, привилегией французских дворянок! И Марии Антунетте пришлось смириться и начать румяниться. Ну а потом она открыла в себе любовь к нарядам и украшениям, и всё завертелось, и довертелось до Великой французской революции...

Впрочем, румянились все. Императрица Екатерина II, которая поддерживала с философом Дидро дружеские отношения, может, формально и согласилась бы с ним в том, что лучше стремиться к естественности. И в день, когда она, немецкая принцесса, выходила замуж, её личико выглядело относительно естественно. Ведь императрица Елизавета Петровна посоветовала ей не злоупотреблять косметикой, чтобы подчеркнуть юную красоту. И Екатерину нарумянили совсем чуть-чуть. А вот затем, сама взойдя на трон, она румянилась весьма обильно, и не одобряла появления в обществе с "историей здоровья на лице", то есть без румян.

Екатерина II, этюд к коронационному портрету, Фёдор Рокотов, 1763, из коллекции Государственной Третьяковской галереи
Екатерина II, этюд к коронационному портрету, Фёдор Рокотов, 1763, из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Есть история о жене её внука, будущего императора Александра I. Правда, точно ли дело было так, как вспоминал граф Головкин, теперь уже и не скажешь...

Великая княгиня Елизавета Алексеевна совсем не пользовалась румянами. Она отличалась редкой прелестью, и её природная красота в приукрашивании не нуждалась.

Елизавета Алексеевна, неизвестный художник последней четверти XVIII века, 1795 год, из коллекции ГМЗ Царское Село
Елизавета Алексеевна, неизвестный художник последней четверти XVIII века, 1795 год, из коллекции ГМЗ Царское Село

Императрице Екатерине не нравилось такое нарушение правил - румяниться так румяниться! И она поручила графу Салтыкову передать это Елизавете Алексеевне. Граф послал Великой княгине предупреждение, что, как только она закончит свой туалет, он придёт к ней с поручением от императрицы. А та, догадавшись, о чём пойдёт речь, схитрила. В разговоре с графом Елизавета Алексеевна спросила, мол, скажите честно, без лести, как я выгляжу? Тот и ответил: "Просто прекрасно!" На что Великая княгиня, повернувшись к своим фрейлинам, сказала: "Вот видите, маршал доволен. Значит, макияж ничем дополнять не нужно". То есть... можно обойтись без румян! Когда Елизавета Алексеевна лично пересказала это императрице, та рассмеялась и сказала: "Она и вправду обворожительна. Пусть с ней больше не говорят о румянах!"

А вот как белились, поговорим в следующий раз. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!