Знаменитый философ Дени Дидро хотел, чтобы искусство запечатлевало «любезный румянец невинности, юности, здоровья, скромности, самый цвет ланит молодых девушек». Ха! Мечтатель! Да, с многочисленных портретов той эпохи на нас смотрят дамы с розовыми щёчками. Но этот румянец было искусственным. Женщины хотели казаться здоровыми и привлекательными. И это, между прочим, требовало труда и финансовых вложений!
Взять, к примеру, румяна. Это, наверное, наиболее яркое – во всех смыслах – косметическое средство XVIII века. Румяна, как считалось, оживляют цвет лица. А знаменитый дамский угодник, Казанова, писал, что румяна наполняют лицо любовным неистовством, и никто не ждёт, чтобы они выглядели естественно. Конечно, в использовании румян было множество тонкостей...
Румяна считались подходящими для всех возрастов – будь то молодая девица или пожилая женщина. Французская королева Мария Антуанетта писала своей матери, австрийской императрице, что француженки даже в "определённом возрасте" румянятся так же, как и молодые, а зачастую даже ярче, чем молодые". Правда, не все были к этому готовы. Французская писательница мадам де Жанлис отказалась от румян, когда ей исполнилось тридцать лет, и пояснила: «Старые женщины, которые всегда румянятся, служат предметом разговоров и критики». Однако других зрелых дам это не останавливало.
Румяна наносили не только на щеки, но и под глаза, чтобы те казались ярче, и на виски, и возле губ. «Хороший вкус требует, чтобы румяна были наложены плотно, и касались нижних век. Это, говорят, пробуждает огонь в глазах».
Изготовляли румяна, как и сегодня, в разной форме – в виде порошка, который наносили кисточкой, в виде густой помады, или же это могли быть небольшие, ярко окрашенные кусочки ткани или бумаги, которыми тёрли лицо.
На изготовление румян могла идти киноварь – это был относительно дешёвый и вредный вариант. Более дорогой материал - кармин. Позднее стали использовать шафран, что не только не вредило коже, но и давало возможность создавать разные оттенки. В ту эпоху уже знали в них толк! Румяна могли быть разными, от светлых до насыщенных, от ярко-красных до бледно-розовых. В тогдашних рекламных объявлениях упоминаются "Лучшие французские румяна", "Кармин", "Индийские", "Испанские"...
Чтобы оценить масштабы косметического бизнеса, скажу, что к 1781 г. в одной только Франции ежегодно продавалось два миллиона баночек!
А вот о взаимоотношениях румян и некоторых знаменитых женщины той эпохи расскажу в следующий раз.
Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!