Найти тему
История моды с Марьяной С.

Румяна - кокетство и секреты галантной эпохи

Знаменитый философ Дени Дидро хотел, чтобы искусство запечатлевало «любезный румянец невинности, юности, здоровья, скромности, самый цвет ланит молодых девушек». Ха! Мечтатель! Да, с многочисленных портретов той эпохи на нас смотрят дамы с розовыми щёчками. Но этот румянец было искусственным. Женщины хотели казаться здоровыми и привлекательными. И это, между прочим, требовало труда и финансовых вложений!

София Французская, Жан-Марк Наттье 1748 г., из коллекции Версаля,
София Французская, Жан-Марк Наттье 1748 г., из коллекции Версаля,

Взять, к примеру, румяна. Это, наверное, наиболее яркое – во всех смыслах – косметическое средство XVIII века. Румяна, как считалось, оживляют цвет лица. А знаменитый дамский угодник, Казанова, писал, что румяна наполняют лицо любовным неистовством, и никто не ждёт, чтобы они выглядели естественно. Конечно, в использовании румян было множество тонкостей...

Маркиза Перрин, Жан-Марк Наттье, 1756 г., из коллекции музея Метрополитан
Маркиза Перрин, Жан-Марк Наттье, 1756 г., из коллекции музея Метрополитан

Румяна считались подходящими для всех возрастов – будь то молодая девица или пожилая женщина. Французская королева Мария Антуанетта писала своей матери, австрийской императрице, что француженки даже в "определённом возрасте" румянятся так же, как и молодые, а зачастую даже ярче, чем молодые". Правда, не все были к этому готовы. Французская писательница мадам де Жанлис отказалась от румян, когда ей исполнилось тридцать лет, и пояснила: «Старые женщины, которые всегда румянятся, служат предметом разговоров и критики». Однако других зрелых дам это не останавливало.

Катерина Замойская, Александр Рослин, 1752 г., из коллекции Национального музея в Варшаве
Катерина Замойская, Александр Рослин, 1752 г., из коллекции Национального музея в Варшаве

Румяна наносили не только на щеки, но и под глаза, чтобы те казались ярче, и на виски, и возле губ. «Хороший вкус требует, чтобы румяна были наложены плотно, и касались нижних век. Это, говорят, пробуждает огонь в глазах».

Изготовляли румяна, как и сегодня, в разной форме – в виде порошка, который наносили кисточкой, в виде густой помады, или же это могли быть небольшие, ярко окрашенные кусочки ткани или бумаги, которыми тёрли лицо.

"Мадам де Помпадур за туалетным столиком", Франсуа Буше, 1758 г., из коллекции Гарвардского художественного музея
"Мадам де Помпадур за туалетным столиком", Франсуа Буше, 1758 г., из коллекции Гарвардского художественного музея

На изготовление румян могла идти киноварь – это был относительно дешёвый и вредный вариант. Более дорогой материал - кармин. Позднее стали использовать шафран, что не только не вредило коже, но и давало возможность создавать разные оттенки. В ту эпоху уже знали в них толк! Румяна могли быть разными, от светлых до насыщенных, от ярко-красных до бледно-розовых. В тогдашних рекламных объявлениях упоминаются "Лучшие французские румяна", "Кармин", "Индийские", "Испанские"...

Чтобы оценить масштабы косметического бизнеса, скажу, что к 1781 г. в одной только Франции ежегодно продавалось два миллиона баночек!

А вот о взаимоотношениях румян и некоторых знаменитых женщины той эпохи расскажу в следующий раз.

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!