Это история о «Мире искусства». Такой журнал и выставки на рубеже XIX и XX века. Руководил этим Дягилев. Он потом очень круто продвинул по всему миру русское искусство в целом, и балет в частности. Этим и знаменит. А «Мир искусства» - это как бы утро его деятельности, поэтому завтрак. Сам Дягилев не рисовал, не танцевал, не пел, музыку не сочинял. То есть в молодости как раз хотел петь и сочинять музыку, но получалось не очень, и он забил на это. Выяснилось, что он умеет очень хорошо делать одно дело, про которое обычно все думают, что умеют. Дягилев умел это на самом деле. Он умел командовать.
Еще там был Бенуа. Бенуа было просто ужас какой умный и образованный, из дико художественной семьи, где все сплошь архитекторы и художники. Считается, что он прямо весь главный в «Мире искусства». Именно Бенуа придумал делать журнал, но в последний момент расхотел. Дягилев его всяко уговаривал, но Бенуа ни в какую (он тогда еще жил в Париже, а все остальные — в Петербурге). Так что журнал без него начали.
Еще там был Бакст. Бенуа и Бакста часто путают, потому что они оба начинаются на букву Б, на портретах в очках, а потом вместе оформляли балеты (и сильно поругались, потому что не могли решить, какой балет чей). Так вот, Бакста очень просто отличить: он рыжий, а Бенуа — брюнет, у Бакста — усы, а у Бенуа — борода. Еще Бакст — еврей, а Бенуа — итало-француз. И еще Бакст рисовал гораздо лучше. Потому что, в отличие от Бенуа, все-таки поучился в Академии художеств. Именно Бакст нарисовал орла — эмблему «Мира искусства». И вообще очень плотно занимался оформлением журнала, почти что жил в редакции. Дягилев, кстати, тоже жил в редакции. Потому что редакция была в его квартире, вот почему.
Очень важно, что там еще Серов был. Потому что Серов, в отличие от остальных, на тот момент уже реально известный художник, к тому же общепризнанно талантливый. Поэтому к «Миру искусства» стали сразу серьезно относиться. Хотя бы некоторые. А то без Серова вообще какая-то домашняя самодеятельность получилась бы.
А еще Сомов. Сомов терпеть не мог Дягилева, поэтому в редакцию не любил ходить, зато очень любил рисовать маленьких синих человечков с красными коленками и 18 век в разных видах (у мирискусников вообще в тренде было сильно любить 18 век). В гимназии он учился в одном классе с Бенуа, Нувелем и Философовым.
Философов — двоюродный брат Дягилева, он Дягилева со всеми и познакомил, когда тот из Перми приехал в университет поступать. Философов тоже не пел, не рисовал, кажется, даже не играл ни на чем. Зато умел делать то, что плохо умел Дягилев и все остальные — это ходить со скучными бумажками туда-сюда. Короче, он смог наладить производственный процесс журнала. Философов был умный и красивый. Из-за этого у него все время были большие проблемы. Еще он писал разные тексты и дружил со всякими литераторами (в основном с четой Гиппиус-Мережковский). Из-за этого проблемы потом были не только у него, но и у журнала. Потому что в журнале стало слишком много литературы, а это не планировалось.
Что делал Нувель, трудно сказать. Он точно играл на пианино, был очень веселый, и курил сигары. И он единственный, кто будет работать с Дягилевым всю жизнь, хотя другие рассорятся. Многие навсегда. Потому что характер у Дягилева, честно говоря, был так себе. Там еще много всех, но мы сначала с этими поближе познакомимся.