Прошло почти 30 лет, как закончилась афганская война. За это время она отошла на второй план, начала забываться. Постарели и ее ветераны, но не потускнели их боевые ордена и медали, не потускнела и память… Так считает начальник участка Вагонкомплекта Сергей Баранов, которому довелось в числе первых пройти через эту кровавую «мясорубку»
14 февраля, 1980 год, раннее утро. 285-й танковый полк в составе 201-й мотострелковой дивизии пересекает Государственную границу СССР по понтонному мосту через Амударью и входит в Афганистан. Комвзвода, старший сержант спецсвязи Сергей Баранов – в одной из машин.
- Когда дивизия входила в эту страну, у меня было ощущение, будто попали в прошлое, - признается он. - Взглянув на длинную колонну из танков, БТР и БМП мне почему-то подумалось, что, наверное, именно так начиналась Великая Отечественная война: раннее утро, 22 июня, 1941 год и громада военной техники...
К моменту начала службы в Афганистане Сергей Баранов, можно сказать, был уже бывалым солдатом, подготовленным и физически, и морально. Хорошей школой для него, по его словам, стала учебка в Коврове (Владимирская область). Здесь из новобранцев готовили специалистов спецсвязи. Никому не нужно объяснять, насколько она важна в армии. Плюс к этому – спецподготовка: умение владеть приемами рукопашного боя, прыгать с парашютом и многое другое.
- Нагрузка – огромная, по 4 часа в сутки спали, - вспоминает Сергей Леонидович. - И как тут не вспомнить суворовское выражение: тяжело в учении – легко в бою. Эта подготовка, уверен, в дальнейшем помогла мне преодолеть трудности армейской службы, в том числе и в Афганистане, и многому научить молодых солдат.
То, что их часть отправляют в Афганистан, старший сержант Баранов знал еще в Дзержинске (Горьковская область). Страха не было – было интересно. Чужая страна, предстоит выполнять интернациональный долг. Командир его напутствовал: «Ты слишком горячий – башку не подставляй!» А им, молодым, хотелось проверить себя в боевой обстановке. Но то, что они действительно попали на войну, осознали постепенно: первый бой, первые потери.
- Нас стрелять в людей не учили, - говорит Сергей Баранов. - И это на самом деле страшно – убивать. Но, когда ты понимаешь, что погиб твой боевой товарищ, включается желание мести – не лучшее из чувств.
Служил сержант Баранов в составе 56-й десантно-штурмовой бригады, в спецподразделении связи, которая занималась приемом, передачей, шифровкой и расшифровкой данных. Также в составе спецназа ему доводилось досматривать верблюжьи торговые караваны на предмет наличия оружия, наркотиков, радиостанций, которые шли из Пакистана. А в обязанности взвода, которым он командовал, кроме всего, входила и охрана высшего офицерского состава.
Афганистан Сергей Баранов считает кровавой «мясорубкой». За время службы (а это примерно год) он потерял 15 боевых товарищей. Болью отзывается в сердце и расстрелянная практически в упор в горах разветрота дивизии (45 человек погибло, 47 – ранено).
- Не скрою, бесконечно рад тому, что довелось вернуться живым, но я всегда буду помнить о тех ребятах, кого оттуда привезли в «черных тюльпанах»... Буду помнить и крепкую мужскую дружбу Афгана.
Наталья Каштелян