Пьеса румынского писателя Иосифа Гехтера, известного миру под псевдонимом Михай Себастьян, писалась во времена, когда к власти в Бухаресте пришли нацисты. Вероятно, именно поэтому сквозь почти фарсовый смех и щемящий, проникновенный лиризм в тексте прорывается главный лейтмотив — тоска и безысходность, предопределенность и фатализм. Полет к мечте для героев возможен лишь в воображении и почти никогда — в реальной жизни. А свет далекой звезды так и останется призрачной надеждой на счастье. Ведь, как говорит главный герой Марин Мирою, звезды никогда не отклоняются от своего пути.
Рано ушедший из жизни автор так и не увидел успеха своего детища. Себастьян погиб в мае 1945-го, а победное шествие пьесы началось лишь через несколько лет после войны. «Звезда» с успехом шла на многих сценах Европы. А в эпоху советско-румынской дружбы была поставлена в ленинградском БДТ и во МХАТе. Затем в 1979-м появился телефильм Михаила Козакова с блистательными Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским. Лента стала бешено популярна не только в нашей стране, но и в Румынии, где затмила даже французскую экранизацию 1966 года с Мариной Влади и Клодом Ришем. После столь высокой планки постановщики не спешили вновь браться за пьесу. И только недавно «Звезда» вновь зажглась на нашем театральном небосклоне. Достаточно вспомнить спектакль Вильмы Кутавичюте в Ермоловском и спектакль Александра Марина в «Табакерке». Правда, большинству зрителей романтическая история о кратком миге счастья по-прежнему известна лишь благодаря фильму Козакова.
Начнем с того, что фильм был прежде всего силен выдающимися актерскими работами. В каждом образе угадывалась неординарная личность — даже в легкомысленной Моне Вертинской. Новосибирская «Звезда» подобных откровений не дарит. Экспертный совет «Золотой маски» номинировал на премию сразу трех артистов — Валентину Воронину (Мона), Евгения Дудника (Марин) и Евгению Огневу (Куку), однако первой не хватает глубины и естественности, второму — обаяния и благородства, а третьей — харизмы и комедийного дара. Игра актеров — крепкая, профессиональная, грамотная, но не более того. Впрочем в музыкальном театре актерских откровений по определению не ждешь, традиционно больше внимания обращая на пластику и, конечно же, на голоса. Вокал также в данном случае весьма скромен: если звонкий голосок красавицы Ворониной чаще радует, то два других номинанта, скорее, разочаровывают. Гораздо ярче — и вокально, и актерски — показался Роман Ромашов, исполнивший роль циничного сожителя Моны Грига. Однако явная артистическая удача, увы, осталась неотмеченной. Зато жюри оказалось благосклонно к Евгении Огневой в номинации «Лучшая роль второго плана».
Однако от музыкального театра ждешь не только и не столько интересной пьесы, сколько свежих мелодий. А здесь достижения «Звезды» весьма умеренные: партитура Шевцова полна банальностей и общих мест. Музыка в спектакле скорее обслуживает драматическое действо, нежели представляет собой нечто самостоятельное. Простые гармонии и ритмы буквально убаюкивают зрителя, назойливо убеждая в принадлежности мюзикла к легкому жанру.
16 апреля 2018 г., "Культура"