Думаю, почти каждому встречались руководители, не умеющие контролировать свои эмоции, срывающиеся на подчиненных и коллег, стоит только чему-то пойти не по плану.
А те, которые не в состоянии оценить степень своей некомпетентности, но что еще хуже, уровень профессионализма своих работников. Всё это руководители с отсутствующими или слабо развитыми навыками эмоционального интеллекта.
А ведь именно эти навыки, не образование или экспертиза в области, позволяют руководителям быть высокоэффективными и добиваться хорошей отдачи от подчинённых.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) - это способность человека осознавать свои и чужие эмоции, управлять ими, в том числе демонстрировать желаемые; понимать желания, намерения, мотивацию свои и других людей, в следствие чего качественно взаимодействовать с окружающими. Не важно по личным или рабочим вопросам.
Что в себя включает ЭИ:
(структура, разработанная Дэниелом Гоулдманом)
№1 Самосознание
Самосознание - способность понимать свои сильные и слабые стороны, ценности и мотивы. Люди с развитым самосознанием объективно оценивают себя, понимают, какое влияние эмоции оказывают на них самих и на окружающих. Критику принимают спокойно и умеют ее использовать на благо.
Напротив же, люди, не обладающие высоким уровнем самосознания: воспринимают замечания о необходимости совершенствоваться как признак неудачи. Ну и зря... они вечно топчутся на месте.
№2 Самоконтроль
Самоконтроль – способность контролировать и управлять разрушительными эмоциями и чувствами. Не игнорировать и сдерживать внутренние переживания, а следить за реакциями и настроениями, демонстрировать желаемые.
В любой компании, как говорится, "рыба гниет с головы", поэтому, если в коллективе принято грубое общение, сотрудники кричат и срываются друг на друга, проблема чаще всего в руководителе.
⠀
№3 Мотивация
Мотивация - желание работать, добиваться большего, превзойти ожидания, свои и чужие. Если большинство работают за деньги и карьерные перспективы, то для людей с высоким уровнем ЭИ важным является профессиональный рост, достижение поставленных целей. Такие сотрудники с интересом и азартом берутся за трудные задачи, готовы постоянно учиться и повышать свой профессионализм. При встрече с трудностями и неудачами остаются оптимистами и мотивированными.
Руководители с низким ЭИ интеллектом не способны контролировать свой уровень мотивации, что уж говорить о сотрудниках. Речь идет не о вдохновении и реализации потенциала, а о страхе гнева и увольнения.
№4 Эмпатия
Эмпатия - способность понимать эмоциональное состояние других людей, ставить себя на их место. Довольно сильное средство для эффективной коммуникации. Эмпатическое заявление способно значительно снизить накал страстей в споре. Когда кто-нибудь видит, что вы его понимаете, он чувствует, что с ним считаются.
⠀
№5 Социальные навыки
Социальные навыки - умение налаживать и управлять отношениями с другими людьми. Разговор идет не о дружелюбии, а об эффективных коммуникациях. в этом очень помогает знание правил, по которым зарождаются эмоции. К примеру, понимание причины, по которой собеседник сейчас раздражен, позволит сначала его успокоить, а потом получить от него желаемое. Сильные социальные навыки базируются на других составляющий ЭИ: самосознании, самоконтроле, мотивации и эмпатии.
Если эти базовые компетенции не развиты, то и социальные навыки будут почти на нуле.