Так называется спектакль по одноименной 11-й книге "Братьев Карамазовых", поставленный в СТИ Женовача.
Достоевский - один из немногих писателей, который привлекает меня со школы. И я очень благодарна этому походу, так как мне пришлось снова окунуться в этот роман, целиком перечитать не успела, конечно, но 11-ю книгу - да. Кроме того, я посмотрела изумительный сериал Юрия Мороза, осталась под большим впечатлением и не просто вспомнила содержание, но и получила великолепный материал для анализа и сравнения - все как я люблю.
Кто помнит роман, 11-я книга не вся целиком посвящена Ивану, хоть и озаглавлена так. Но там действительно, как замечает в аннотации режиссер, происходит масса интересных диалогов между всеми героями. Спектакль имеет как раз такой подзаголовок: "Диалоги в двух частях". Он был поставлен в 2011 году, достаточно давно; как написано на сайте, тогда возраст актеров был максимально приближен к возрасту персонажей, но сейчас это уже не так (но я и не знаю, те же актеры играли в премьерной постановке или нет). Сейчас всем ключевым актерам за 30 (Алеше тоже), а некоторым хорошо за 30. Я говорю о "молодежи": Карамазовых, Смердякове, Грушеньке и Катерине Ивановне. Братья выглядят почти ровесниками, если честно.
Собственно, ничего, кроме диалогов и практически чистого незамутненного Достоевского, там нет. Декорации изображают зал суда - но часть со столом судьи мы увидим только в самом конце, а все действие происходит на скамейках для посетителей, что неудивительно, так как действие разворачивается за день до суда над Митей. Актеры поочередно встречаются на скамейке и разговаривают. С текстом обошлись максимально бережно, я же его перечитала, так что знаю точно. Никаких больше действий актеры не совершают. Никаких спецэффектов и вообще никаких эффектов. Что вполне может вызвать разочарование зрителей, которые привыкли смотреть режиссерскую интерпретацию, находить новые грани смыслов, открывать для себя нечто новое и удивляться. Если честно, я все это тоже люблю. Однако тут сыграло роль то, что я действительно хорошо помнила еще текст, у меня были в голове образы, созданные Морозом, я могла сравнивать даже интонации и оттенки, и это было мне очень любопытно! Но не могу не согласиться с теми, кому не хватило "театра" в этом театре. Спектакль выглядит довольно оригинально - именно на фоне эксцентричных авторских постановок, которые сейчас идут на многих площадках. Аскетичный, статичный, одноцветный, в одной плоскости, в одной проекции, на одной волне... Все честно и максимально книжно. Напоминает театральные этюды, а не цельный спектакль.
И по персонажам.
Алеша (Александр Прошин) - эдакая молчаливая совесть всех героев, и в книге, и в фильме, и в спектакле. Не могу ничего сказать, так как роль довольно безэмоциональная, а мне с моего ряда лица было не разглядеть. То, что я видела, вписывалось в образ Алеши, только был он чересчур взрослый.
Иван (Игорь Лизенгевич) - тоже вписался в мою концепцию, правда, был спокойнее, чем хотелось бы.
Митя (Михаил Станкевич) - этот актер был особенно хорош, такой взбалмошный Митя, вышедший из своего привычного амплуа накануне суда, мне очень импонирует.
Хохлакова (Анастасия Имамова) - без сомнения, вызовет восторг у всех зрителей! Комедийная роль с интересной режиссурой.
Лиза (Елизавета Кондакова) - девушка высокая, в довольно солидной не по годам, самой настоящей дамской шляпке, так что сложновато было представлять ее 14-летней девочкой, но дело не в этом, а в том, что она очень взросло и строго "стартовала", впрочем, потом, по ходу пьесы, впала все же в детство и в целом мне понравилась.
Грушенька (Мария Шашлова) - это, на мой взгляд, полный разлад с героиней. Ну, 36-летней даме играть Грушеньку уже странно, но это все ничего, знаю я одну актрису среднего+ возраста, у которой одновременно в данный момент в репертуаре и девочка, и бабушка, и все великолепно и достоверно. Но наша Грушенька плюс ко всему вся такая подчеркнуто утонченная была, чопорная и... какая-то иностранная, с каким-то неожиданно польским, что ли, акцентом! Я весь ее диалог смотрела и недоумевала, так что даже не поняла, о чем они говорили...
Катерина Ивановна (Катерина Васильева) - мне почему-то не запомнилась совсем. На фоне остальных она потерялась. Хотя образ был аутентичный.
Смердяков (Сергей Аброскин) - о, интересный образ получился! Совершенно не такой циничный и язвительный, нежели в фильме. Показан финальный диалог с Иваном, хотя до этого в той же книге было еще два, и все они как бы "лыко в строку", очень хотелось посмотреть на развитие этого характера - но авторы выбрали лишь финальный разговор. За этим персонажем было особенно интересно наблюдать, и интерпретация Женовача, где Смердяков смакует все подробности убийства, мне понравилась.
Черт (Сергей Качанов) - своеобразный гость получился, солидный уважаемый актер, мне он напомнил Басилашвили в роли Мессира в фильме МиМ. У того и у другого великолепные образы вышли. И этот финальный диалог тоже вышел впечатляющим.
Итого мне спектакль понравился, но только потому, что у меня в голове был литературный и видеоматериал, который было интересно сравнивать, вообще я не поклонник художественного чтения со сцены. Позволю себе процитировать интервью, размещенное на сайте театра: "Постановка эта оставляет долгое послевкусие, не дает себя так просто забыть, всплывает и всплывает в памяти то одним, то другим эпизодом. Хотя первоначальное впечатление — смешанное, сумбурное, мозаичное. Если бы не читательская память романа, не знание того, что было и что последует... — действие, вероятно, осталось бы во многом непонятным и разорванным. Спектакль, впрочем, рассчитан именно на подготовленного зрителя — и знание текста, эффект ожидания становятся важными составляющими постановки". О, прям мои мысли! Нельзя идти на этот спектакль без подготовки, нужно либо хорошо помнить события всего романа и в особенности 11-й книги, либо перечитать. Только тогда, на мой взгляд, можно получить удовольствие.