Он вполне бы мог сказать: «Ой, извините, я нечаянно!», но было уже поздно. Чудовищное недоразумение стоило жизни хорошему военачальнику Авидию Кассию.
И нашёл ещё против кого выступить. Против Марка Аврелия, которого и упрекнуть-то не в чем, в сравнении с другими «имперорами» он – идеал правителя, почти блаженный. Как же это произошло?
Кассий был лучшим военачальников римской армии, прекрасно провел парфянскую кампанию 161-166 годов. Это под его командованием римские легионы прошли по Месопотамии и захватили столицу парфян, а потом подавили восстание египтян в Александрии.
Его обвиняли в жестокости, но это была строгость командира боеспособной армии. Он казнил мародёров – по его приказу их привязывали пачками к 20-метровому столбу и разжигали под ним огонь. Дезертирам разбивали коленные чашечки и отрубали руки, Кассий считал, что искалеченный извлечёт больший урок, чем убитый.
Однажды когорты на Дунае без его команды напали на сарматов, перебили три тысячи и вернулись с богатой добычей. Кассий не оценил инициативы и велел распять центурионов за самовольство. Он запретил солдатам появляться в городах и пригрозил, что «появившийся в городе опоясанный (с военным поясом) вернётся распоясанный».
Купающимся в тёплой воде легионерам обещал перевести их на зиму в кожаные палатки. Несмотря на всё это, в войсках его уважали и даже любили.
Соправитель и брат Аврелия Луций Вер ревновал к его популярности и стучал Марку, мол, тот готовит заговор и переворот. Но император-философ отвечал, что не так уж плохо он управляет, чтобы против него восстали, а Кассий – отличный полководец и очень полезный для государства.
Однако в 175 году случился казус. В балканском походе Марк Аврелий серьёзно заболел. Жена Фаустина, опасаясь за его жизнь и за безопасность детей (преемнику Коммоду было всего 14 лет), написала Кассию, чтобы он был готов принять императорскую власть. Она знала об их дружбе с Марком и не сомневалась в его преданности.
Дальше не совсем понятно, что случилось. Сообщают, что кто-то доложил о смерти Аврелия, и Кассий объявил себя принцепсом. Сирийские и египетские легионы сразу и охотно его поддержали. Но весть оказалось ложной, Марк выздоровел.
Император по своему обыкновению был готов простить нечаянного мятежника, а Кассий мог бы объясниться. Но он был военным с пониманием офицерской чести и привык отвечать за свои поступки. В армии тоже осознали свой промах, и в выборе Аврелий-Кассий не колебались. Центурионы убили «узурпатора» и послали его голову правителю.
Марк сильно переживал по поводу его смерти. За бунт он никого не наказал – ни восточные легионы, ни Антиохию с Александрией.