Найти в Дзене
Архивариус Кот

Отелло Рязанской губернии

К началу XVIII в., многие из ветвей рода Пушкиных пресеклись (имею в виду тех, кто носил именно эту фамилию, их когда-то ближайшие родственники Мусины-Пушкины, получившие графский титул, в данном случае в счёт не идут. Не случайно поэт писал:

Я грамотей и стихотворец,

Я Пушкин просто, не Мусин)

Пушкин принадлежал к ветви, которая пошла от опричника Семёна Михайловича (о нём читайте здесь). Её историю за весь XVIII в. можно перечислить в нескольких предложениях. Почти все потомки Семёна Михайловича не занимали придворных должностей выше стольника (только внук Иван Фёдорович был окольничим), потому и сведений о них сохранилось немного

Сын Семёна Михайловича, Тимофей Семёнович, в 1601 г. был воеводой в Цареве-Борисове, в 1618 г. – в Цивильске. Его сын Петр Тимофеевич Чёрный, служил воеводой сторожевого полка, воеводствовал в Тюмени и умер около 1634 г, оставив единственного сына – тоже Петра, служившего в стольниках.

Пётр Петрович прожил недолго и скончался в 1661 г., оставив двух сыновей – ещё одного Петра и Фёдора. Его вдова, Анастасия Афанасьевна, известна по скандальному судебному делу, когда после обвинения в прелюбодеянии (уже после смерти мужа) была отправлена в Страстной монастырь, где держалась «под крепким начальством». Видимо, была близка с царской семьёй, так как впоследствии переписывалась с царевной Прасковьей Ивановной (сестрой Анны Иоанновны). Из их сыновей Фёдор умер, видимо, бездетным, а вот Пётр (стольник и второй судья Владимирского судного приказа) имел пятерых сыновей, из которых третий, Александр Петрович, был прадедом поэта по отцовской линии, а пятый, Фёдор Петрович, – прапрадедом по материнской.

С Александром Петровичем и связана история страстей, достойная венецианского мавра Отелло.

Родился Александр Петрович Пушкин в 90-е гг. XVII в. В 1718 г. он поступил на службу в лейб-гвардии Преображенский полк солдатом, а в 1722 г. произведен в сержанты и каптенармусы (начальник военного склада). В 1721 г. состоялась его свадьба, на которой присутствовал сам Пётр I, так как невестой была дочь любимого денщика царя, а затем адмирала Ивана Михайловича Головина, Евдокия (она же Зоя) Ивановна.

И.М.Головин
И.М.Головин

Отвлечёмся ненадолго. Поразительны родственные связи русского дворянства! Родная сестра прабабки поэта Ольга стала прапрабабкой Л.Н.Толстого, а первой женой Головина была дочь гетмана П. Д. Дорошенко, одного из предков Загряжских, а следовательно, и Н.Н.Гончаровой. Родным братом матери Е.И.Головиной был Степан Глебов, любовник первой жены Петра I, Евдокии Лопухиной, сосланной царём в монастырь. За несколько лет до этой свадьбы Пётр Алексеевич лично пытал Глебова, после чего тот был посажен на кол посреди Красной площади в Москве.

Семейная жизнь Пушкиных была недолгой и несчастливой и завершилась страшной трагедией, подробности которой мы, вероятно, никогда не узнаем, как не знаем в лицо несчастных супругов Пушкиных: портреты их, если и были, до нас не дошли, потому я сочла себя вправе проиллюстрировать эту статью портретами неизвестных молодых людей того времени.

-3

Судя по всему, Александр Петрович страстно любил свою жену, которая была моложе его не меньше, чем на 15 лет, и страшно ревновал. К тому же, по долгу службы он жил в Петербурге, а жена в Москве и виделись они не часто (хотя в семье успело родиться трое детей). Жили супруги на "широкую ногу", не всегда по доходам. Александр Петрович даже занял 800 рублей в полковой канцелярии (по нынешним меркам это около 25 миллионов)

В начале 1725 года, после смерти царя, которую Александр Петрович тяжело переживал, он получил годичный отпуск и приехал к семье. Но вдруг у него случился приступ странной болезни, сопровождавшийся кровавой рвотой и беспамятством. От помощи врача Пушкин отказался, заподозрив, что жена ему изменяет и хочет таким образом от него избавиться (хотя проблемы со здоровьем у него начались в 1723 году, когда он полгода лечился—"был зело болен горячкою, отчего был в беспамятстве"). Приступы продолжались, и в конце того же года Пушкины переехали в свое рязанское поместье Истлеево Шацкого уезда (сейчас это в Сасовском р-не Рязанской обл.).

Болезнь Александра Петровича не отступала, и Евдокия Ивановна позвала знахаря, который начал лечить больного разными травами и заговорами, что муж воспринимал, как колдовство. В середине декабря 1725 года супруга отправляет письмо к брату мужа: "Государь мой, Федор Петрович, доношу тебе, брат ваш Александр Петрович в жестокой болезни, от которой не чаем животу ево спасение, изволь не мешкая, к нему в шацкую деревню в Ислеевую". Однако приехать Фёдор Петрович не успел.

17 декабря с утра Александр Петрович с женой пошли в церковь, а после обеда легли отдыхать и заперли дверь, чтобы им не мешали. Через некоторое время Пушкину почудилось, что около их кровати стоит "колдун". Он прогневался… И тут "зело стало мне тошно без меры, пожесточалось сердце мое, закипело и как бы огонь, и бросился я на жену свою ... и бил кулаками и подушками душил ... и ухватил я кортик со стены, стал ея рубить тем кортиком...".

Евдокия Ивановна была уже на последних сроках беременности. Слуги, услышав её крики, выломали двери, обезоружили Александра Петровича и перенесли её в другую комнату, но она вскоре умерла, успев исповедоваться и попросить священника передать её отцу, чтобы тот "не проливал де за то мужа её и людей их крови". Младенец погиб вместе с матерью, не успев родиться.

Появившийся в деревне позднее Фёдор Петрович Пушкин увёз брата вместе с телом Евдокии Ивановны в Москву. 1 января 1726 года Александр Петрович явился с повинной. Он был арестован, на допросах доводил себя до исступления и 21 января был отдан под расписку братьям Фёдору и Илье, с запрещением покидать Москву— "понеже, он, по-видимому, весьма болен и при смерти..." и чтобы "от страха не умер безвременно и от того следствие о убивстве жены не было б безгласно".

12 февраля 1726 года Александр Петрович составляет завещательное письмо — "...пишу сие изустное письмо в целом уме и разуме, ежели Бог переселит меня от века сего в будущую вечную жизнь...". Он просит поминать его "многогрешную и недостойную" душу, просит прощения у матери покойной жены и у всех родственников "знаемых и незнаемых". Письмо заканчивается денежными распоряжениями и перечнем долгов.

Это письмо–завещание было отправлено в Петербург 24 февраля 1726 года. Однако неизвестно, был ли жив к этому времени Александр Петрович Следствие так и не было закончено, видимо, из-за смерти обвиняемого.

Оставшиеся круглыми сиротами Лев и Мария (младший сын Михаил к тому времени умер) воспитывались дедом-адмиралом.

Продолжение следует! Голосуйте и подписывайтесь на мой канал

Навигатор по всему каналу здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь