По-настоящему большой автор не открывает дорогу другим авторам, а закрывает ее.
Помните, как Толстой "мешал писать" Блоку?
Про Бергмана говорили, что он одним своим авторитетом выжег целое поколение шведских молодых кинематографистов.
Дело не в том, что гений сознательно или неосознанно уничтожает потенциальных конкурентов (хотя бывают и такие случаи - скажем, история создания "Декалога").
Гений, как дуб - вытягивает все соки из почвы, в которой растет.
Поэтому гений - это одновременно и благословение и проклятие. Благословение для страны и проклятие для всех других авторов, которым не повезло оказаться поблизости.
Лермонтов смог родиться только в момент смерти Пушкина. Хотя сам Пушкин был щедрым гением - скажем, коучил Гоголя.
Я понимаю, что это логика Сальери, но она, похоже, действительно, работает.
С другой стороны, сам гений никогда не родится в пустоте. Для того, чтобы появился Пушкин, должны были быть и Державин, и Жуковский, и Батюшков.
Что получает страна, у которой есть гений? Да все.
Например, Россию создал Пушкин (Петр Первый - уточните вы. А кто создал Петра Первого? - парирую я - Пушкин! Съели?).
Ценой этого было то, что Кюхля, Дельвиг, Языков и Баратынский не стали великими поэтами.
А могли бы.
Ваш