Как только мой старший ребенок перестал быть премилым агукающим какрапузом, я увидела маячащий на горизонте призрак школы, который неумолимо приближался с каждым днем рождения. И с самого начала я знала, что не хочу, что бы мои дети учились в школе, такой, какая она есть. У меня при слове школа сразу возникала в голове такая серия картинок - вот они розовощекие первоклашки, букеты, банты поздравления. Вот они же, уже обвыкшиеся, неостановимым стадом с бесинкой в глазах и матерком несутся в столовую. А вот шестиклашки курят за бойлерной и не дай вам бог встретить их в темном переулке. Школьная эволюция.
Но это все картинки моей юности 90х, сейчас же 21 век - все изменилось, успокаиваю я себя, вот они милые первоклашки делают селфи на фоне школы, вот перемена и они кучками сгрудились вокруг тех, кому доверили хороший телефон или планшет, а вот девочки шестиклашки за той же бойлерной впятером схватили одноклассницу и валят ее в лужу, снимая веселье на видео.
Как, КАК?! за 5 лет в школе обычные веселые, шумные, играющие дети превращаются в стадо безразличных, жестоких, потерявших ориентиры зверушек? Их этому учат в школе? У них такие плохие семьи? Нет, просто их ставят в античеловеческие условия, антидетские. Ведь ребенок - это такой моторчик познания, он как только рождается начинает учиться, он жаден до знаний, навыков, он учится передвигаться, узнает мир, задает уйму вопросов, закапывает в цветочный горшок монету, что бы узнать, что вырастет. Цель его жизни - обучение, все время, когда он не спит, он учится. Но он учится в движении, он учится в образах, в действиях, сразу проверяя свои знания на практике. И вот он попадает в школу, вроде бы созданную для обучения и его принуждают сидеть смирно, затем ему дают какие-то разрозненные куски информации - вот тебе цифры - учи, вот буквы - запоминай, пиши, не вертись, ты слушаешь вообще? Но мозг человека устроен так, что он оперирует образами, не цифрами, не словами, он все преобразует в образы, а освоение информации неразрывно связано с движением. Поэтому ребенок теряется, он начинает привыкать, иногда очень с большим трудом, к такой чуждой ему жизни. Он учится скуке, тому, что НАДО сделать. Зачем? - Пятерку получишь. Зачем? Экзамен сдашь. Зачем? У ребенка нет цели обучения, он не видит практического применения своих знаний, но быстро усваивает, что если получить пятерку, то все будут довольны и учитель, и мама, и бабушка. А ребенку хорошо, когда им довольны, когда его хвалят. Он учится не для знаний, которые ему понадобятся в жизни, он и не знает что и как ему может понадобится, он учится, что бы все были им довольны.
Какая цель у современной школы? Трудный вопрос, правда? У советской школы была цель - вырастить коммуниста, спорная, но понятная цель. Сейчас у школы цель - ЕГЭ, 11 лет детства на ЕГЭ!
А детская энергия никуда не девается, но в таких условиях она приобретает не тот вектор, вместо познания мира в целом, они замыкаются на свои одновозрастные кружки, а что могут дать друг другу дети одного возраста, находящиеся в одинаковых условиях? Вот она сублимация, порождающая жестокость, обесценивание чувств. Вращаясь в обществе, где есть возможность поучиться у старших, позаботиться о маленьких и стариках, ребенок получает гармоничное развитие. В сообществе себе подобных, происходит однобокое развитие примитивной коммуникации, а остальные стороны личности остаются в зачаточном состоянии или вовсе отмирают за ненадобностью. И здорово, когда родители могут много времени уделить детям вне школы, быть с ними рядом, воспитывать примером, давать практические занятия. Но чаще выходит иначе, в 8 утра ребенок отправляется в школу, где его по программе, соблюдая необходимые нормы, поддерживая общую успеваемость учат получать хорошие оценки. Затем продленка или кружки и репетиторы, дома вечером усталые после работы родители сядут за уроки, часто они таковы, что ребенок самостоятельно сделать их не может. И, о боже, сколько времени? Скорее спать! Портфель собрал? И так 5 дней в неделю(
И после всего написанного скажу, что два моих сына уже школьники и они ходят в школу. Как так вышло? Правильный ответ - я не достаточно сильно хотела что-то изменить и шла по накатанному, удобному пути. И это не смотря на то, что я заранее знала, что мое удобство оплачивается детством моих сыновей. Есть, конечно, и жизненные оправдания, во-первых до недавнего времени я была катастрофически неорганизованным человеком, при таком состоянии дел брать на себя образование детей я не могла. Во-вторых так сложилось, что время, когда старший ребенок должен был пойти в школу совпало со появлением у него еще одного братика. И для меня это тоже было причиной доверить обучение школе. И третья причина - мой муж не разделял идеи отказа от школьного образования. Это такой стереотип - каждый 7летний ребенок должен взять букет, букварь и отправиться в 1 класс. Непреложная истина, да и вообще как можно лишить ребенка такого праздника?
Подписывайтесь и расскажу вам что я делаю, что бы все же вырастить людей, которые умеют и любят учиться и знают зачем им это нужно.