Не секрет, что Древняя Спарта была самым воинственным государством того времени. Спартанцы хлеб не сеяли, не убирали, не занимались никаким другим трудом – это для них делали илоты. А спартанцы считали, что главное их занятие и почетная обязанность - это вести бесконечные войны. Они постоянно находились в конфликте с кем-нибудь, тем и жили.
В 546 году до н.э. Спарта выясняла отношения с городом Аргос. Этот полис располагался в восточной части Пелопоннеса и был столицей нома Арголиды. Аргос был достаточно известен в Древнем мире. Его воины принимали активное участие в Троянской войне на стороне греков, а возглавлял их сам царь Аргоса Диомед. Поговаривают, что дочерью другого аргосского царя Инаха была Ио, которую похитил Зевс, превратив ее в корову белоснежной масти.
Город Фирей в местности Кинурия, у которого встретились спартанские и аргосские воины, находился недалеко и от Аргоса, и от Спарты. Для Спарты Аргос был серьезным противником, ничуть спартанцам в военном искусстве не уступавшим.
Перед сражением обе враждующие стороны прагматично договорились: чтобы сохранить невредимыми обе армии, решили устроить показательные выступления лучших бойцов числом по 300 с каждой стороны. Но это сражение должно было быть не на жизнь, а на смерть буквально: побеждала та сторона, чьи воины останутся живыми, т.е., битва до победного конца и до последнего ратника.
Отбирали воинов строго: самых лучших из самых лучших: ведь от результата этого сражения зависело благополучие не только армий, но и самих полисов. Вот поэтому отобранных воинов назвали чемпионами. Все 600 человек знали, что совершенно невероятно вернуться живыми из этой битвы чемпионов. Как сообщил нам вездесущий Геродот, запрещалось выносить раненых с поля боя или принимать помощь со стороны тех, кто не принимал участие в этой битве.
«Битва началась ранним утром и лишь к закату солнца закончилась. Поле боя было красным от крови и заполнено мёртвыми воинами». Геродот.
В живых остались два аргосских воина. Поддерживая друг друга, как следует из слов Геродота, они с трудом дошли до своего лагеря. Аргос уже праздновал победу. И никто за этим ликованием не заметил, что один смертельно раненный спартанец смог встать и найти в себе силы дойти-доползти-добраться до аргосского лагеря и вернуться к спартанцам. А там он, зная, что умирает от ран и не желая подвергать сомнению победу спартанцев, покончил жизнь самоубийством. История сохранила его имя: это был Офриад.
Наутро собрались оба войска для выяснения, кто ж все же стал победителем? Спартанцы объяснили самоубийство Офриада тем, что тот порешил себя от стыда, потому что упустил двоих аргосских воинов живыми. Аргос с таким положением не согласился. Слово за слово, и разгорелась битва. Теперь уж точно поле боя осталось за Спартой: Аргос был разгромлен.
Спартанцам только и оставалось, что захватить сам город. Но, подойдя под стены Аргоса, они увидели, что город защищали женщины, одетые в воинские доспехи. Мужчин в городе осталось очень мало, ведь большинство из них ушли на битву со спартанцами и не вернулись. Воевать с женщинами? Ну уж нет! Это позор для Спарты! Город остался свободным. Но контроль над Кинурией спартанцы все же получили.
Через 126 лет, когда наступило перемирие в Пелопоннесской войне, Аргос, стремясь взять реванш, снова предложил Спарте встретиться в битве чемпионов. Но те не сочли возможным ответить согласием. И вправду: зачем подвергать опасности лучших воинов, когда все одно – общей битвы не миновать.
Искренняя благодарность за ваш интерес и внимание. Не забудьте подписаться на канал «История Тут». Лайки, комментарии и репосты в соц. сетях тоже лишними не будут.
Иллюстрации находятся в свободном доступе в сети. Не претендуем на авторство и благодарны авторам, создавшим их.
Читайте: "Почему Цезарь разбил великого Помпея"
"Еще раз о Римской империи: а вы это видели?"