Здравствуйте! Есть мнение, что русские сказки воспитывают в детях ложную надежду на то, что какая-нибудь щука решит все их проблемы, надо только ждать.
В классической литературе прослеживается уже более запущенный случай. Материальные вопросы у большинства персонажей решены. Так или иначе, кусок хлеба им обеспечен. У людей другие проблемы. Честь семейства, блеск на балах и в обществе, высокий пост, удачный брак, личные амбиции, поиск бога и смысла жизни. Все практические, насущные потребности обеспечивают рабы, которые в большинстве произведений даже задним планом не являются. Квинтэссенция - роман Ф.М.Достоевского. Самые главные трудяги там - ростовщики, которые посредствам этого занятия вырвались из бедности. И то, упоминают их с долей презрения, гадливости какой-то. Деятельный и оборотистый Тоцкий - тот, вообще, главный злодей и сволочь.
Все остальные персонажи...большой вопрос чем они заслужили свое положение в обществе. Ах да, родились там, где надо! Помимо этого Рогожин и Мышкин - наследники состояния, Епанчин - генерал. Почему военную службу тех лет тяжело назвать деятельностью требующей от человека самоотдачи, упорства и честного труда хорошо описано в Войне и Мире. Кратко - штабные пополизы становятся генералами до 30 лет, а все честные деятели в земле разной степени сырости.
Остаются женщины, которые, уж так сложилось, должны только ноги держать вместе до свадьбы. Быть гордыми и добродетельными. И укорять мужчин за грязненькие способы получения денег для их содержания. Здесь имеется в виду Ганя (единственный кто хоть что-то изменил в себе) и его сестра Варвара. Остаются шуты, старики и дети.
Где современным школьникам, которые только вступают в сознательный возраст, брать примеры для подражания? Есть оборотистая сволочь и благородный размазня. Эти произведения, бесспорно, глубокие и многогранные, создавались для людей обеспеченных, людей той эпохи.
Сегодня читать такое нужно только сформированным людям. Которые понимают что кроме понятий о чести, совести, боге и правды, есть понятия о справедливости, эффективности, трудолюбии, мастерстве, деловой хватке и полезности обществу и миру.
Последние понятия, на мой взгляд, крайне редко посещают произведения наших классиков. Зато их достаточно в произведениях Д.Лондона (Борьба со стихиями, исследование земель), Т.Драйзера (Строительство городов, борьба за место под солнцем), М.Шолохова (Налаживание мирной жизни) в конце концов.
Если бы данным тематикам уделялось больше времени в школьной программе, возможно, и общество у нас перестало бы ждать чудес от кого бы то ни было, а начало создавать их самостоятельно вопреки всем невзгодам.
Что Вы по этому поводу думаете?