« Иосиф взял ребенка и его мать, и они отправились в израильскую землю. Когда Иосиф узнал, что в Иудее вместо Ирода царствует его сын Архелай, он побоялся возвращаться, но, получив во сне еще одно указание, пошел в Галилею и поселился в городе Назарете. Так исполнились слова пророков, что его будут называть назореем. »
( Матфея 2:21-23).
В данном отрывке встают сразу две проблемы, а именно:
- некоторые апологеты уверяют, что данное предсказание находит свое подтверждение в книге Судей 13:5, как указание на особое служение Иисуса.
- пророчество о том, что Иисус станет жителем города Назарет.
Рассмотрим сразу обе версии:
«у одного человека из поселения Цоры по имени Моноах из клана данитян жена была бесплодна и не имела детей. Ангел Господень явился ей и сказал:
- Ты бесплодна и не имеешь детей, но забеременеешь и родишь сына. Итак, смотри, не пей ни вина, ни другого алкогольного напитка, и не ешь ничего ритуально нечистого, потому что ты забеременеешь и родишь сына. Его головы не коснется бритва, потому что мальчик с самого рождения будет назореем Богу...Женщина родила сына и назвала его Самсоном. »
(Судей 13:2-24).
Кроме того, что данное обещание и повеление Ангела Бога исполнилось на конкретном человеке-Самсоне, задолго до описываемых событий автором текста Евангелия, есть еще одно несоответствие между жизнью назореев в сравнении с жизнью самого Иисуса. И это несоответствие ярко выражено в строгих рамках и в обязательствах назореев перед служением Богу.
Ознакомимся и с ними:
«...Если мужчина или женщина даст особый обет, обет назорейства , чтобы посвятить себя Господу, то пусть они воздержатся от вина и других крепких напитков и не употребляют уксуса, изготовленного из вина или другого крепкого напитка. Им нельзя пить виноградный сок и есть виноград или изюм. Во все время назорейства им нельзя есть ничего с виноградной лозы – даже зернышки и кожицу ягод. Во все время обета назорейства пусть их головы не касается бритва. Пусть они будут святы, пока не закончится время их посвящения Господу; пусть они дадут волосам на голове отрасти. Во все время их посвящения Господу им нельзя приближаться к мертвому телу. Даже если умрут их отец, мать, брат или сестра, им нельзя оскверняться из-за них, потому что знак их посвящения Богу у них на голове.»
(Числа 6:2 - 7)
Мы находим три строгих обязательства:
-запрет стричь волосы
-запрет вкушения винограда и его производных(вино, сок, изюм)
-запрет на прикосновение к усопшим.
И если мы не знаем, стриг или не стриг волосы Иисус, то как правоверный израильтянин, он обязан был вкушать вино на празднике Песах, косвенное подтверждение этому находятся в текстах Матфея(26:29), Марка(14:17-25) и Иоанна(2:1-11)
Ну а факт того, что Иисус воскрешал мертвых и при этом прикасался к ним, недвусмысленно описан в текстах Матфея(9:23-25) и Луки(8:54-55) - не оставляет ни единого шанса теории о назорействе Иисуса.
Ну а в качестве опровержения второй теории, согласно которой пророками предсказан факт того, что Иисус станет жителем Назарета, я хочу привести очень любопытную выдержку из Православной Толковой Библии, разрешенной к изданию цензурой Российской Православной Церкви в 1904-1913 годах и к переизданию священноначалием Русской Православной Церкви в 1987 году.
«Если бы евангелист сказал , что по причине поселения в Назарете Иисус назовется нащореем, то...«назорей»(«насореос») означало бы просто назарянин, житель города Назарета... Объяснения в смысле назир, назорей, по которым евангелист называет Христа в ветхозаветном смысле-лицом, принявшим на себя обеты назорейства(Суд.13:5), следует считать несостоятельными , потому что еврейское «назир»(«назорей») не имеет никакого отношения к слову Назарет, и корневые буквы обоих этих слов различны. Трудность при объяснении рассматриваемого места заключается в приставке , сделанной евангелистом:-«Да сбудется обреченное через пророков»... Каких? На этот вопрос пока еще не удалось ответить, потому что слов, приписанных евангеистом пророкам , нет ни у одного из них»
(Толковая Библия. Т.8. СПБ., 1911.С.51)