Найти в Дзене
The Great Cat

Феминистки в русской литературе

Второстепенная, но очень яркая героиня позднего тургеневского романа «Дым» (1867) рассказывает знакомым эмигрантам, что бросила читать беллетристику и посвятила себя эмансипации женщин: «…Надо всем, всем женщинам запастись швейными машинами и состав­лять общества; этак они все будут хлеб себе зарабатывать и вдруг неза­ви­симы станут. Иначе они никак освободиться не могут. Это важный, важный социальный вопрос». Красавица Вера (из романа Гончарова «Обрыв»)
Неприступная красавица из романа Ивана Гончарова «Обрыв» (1869) формулирует новые правила флирта: мужчина больше не имеет права бесцеремонно разглядывать женщину, апеллируя к «красоте»: «— Ты требуешь, Вера, чтоб я был к тебе совершенно равнодушен?
     — Да.
     — Не замечал твоей красоты, смотрел бы на тебя, как на бабушку…
     — Да.
     — А ты по какому праву требуешь этого?
     — По праву свободы!
     — Но если б я поклонялся молча, издали, ты бы не замечала и не знала этого… ты запретить этого не можешь. Что тебе за дело?
Оглавление

Матрена Суханчикова (из романа Тургенева «Дым»)

Второстепенная, но очень яркая героиня позднего тургеневского романа «Дым» (1867) рассказывает знакомым эмигрантам, что бросила читать беллетристику и посвятила себя эмансипации женщин:

«…Надо всем, всем женщинам запастись швейными машинами и состав­лять общества; этак они все будут хлеб себе зарабатывать и вдруг неза­ви­симы станут. Иначе они никак освободиться не могут. Это важный, важный социальный вопрос».

Красавица Вера (из романа Гончарова «Обрыв»)

Вера и Райский. Иллюстрация Давида Боровского к роману Ивана Гончарова «Обрыв». 1958 год
Вера и Райский. Иллюстрация Давида Боровского к роману Ивана Гончарова «Обрыв». 1958 год

Неприступная красавица из романа Ивана Гончарова «Обрыв» (1869) формулирует новые правила флирта: мужчина больше не имеет права бесцеремонно разглядывать женщину, апеллируя к «красоте»:

«— Ты требуешь, Вера, чтоб я был к тебе совершенно равнодушен?
     — Да.
     — Не замечал твоей красоты, смотрел бы на тебя, как на бабушку…
     — Да.
     — А ты по какому праву требуешь этого?
     — По праву свободы!
     — Но если б я поклонялся молча, издали, ты бы не замечала и не знала этого… ты запретить этого не можешь. Что тебе за дело?
     — Стыдитесь, cousin! Времена Вертеров и Шарлотт прошли. Разве это возможно?»


Катя (из рассказа Бунина «Митина любовь»)


Начинающая актриса и героиня рассказа Бунина «Митина любовь» (1925) увещевает влюбленного в нее студента:

«— Вы, Митя, вообще рассуждаете о женщинах по Домострою. И из вас выйдет совершенный Отелло. Вот уж никогда бы не влюбилась в вас и не пошла за вас замуж!»

Квашня (из пьесы Горького «На дне»)

Вера Пашенная (Грибунина) в роли Квашни в пьесе Максима Горького «На дне­». 1906 год
Вера Пашенная (Грибунина) в роли Квашни в пьесе Максима Горького «На дне­». 1906 год

Торговка пельменями Квашня живет в убогой ночлежке и не верит в брак — даже если он изменит ее нынешнее прискорбное положение:

«Чтобы я, — говорю, — свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский — не подумаю замуж за него идти»

Нина Заречная (из пьесы Чехова «Чайка»)

Вера Комиссаржевская в роли Нины Заречной в пьесе Антона Чехова «Чайка». 1896 год
Вера Комиссаржевская в роли Нины Заречной в пьесе Антона Чехова «Чайка». 1896 год

Нину Заречную тянет к артистической богеме, но никто в семье ее не поддерживает:

«За такое счастье, как быть писательницей или артисткой, я пере­нес­ла бы нелюбовь близких, нужду, разочарование, я жила бы под кры­шей и ела бы только ржаной хлеб, страдала бы от недовольства собою, от сознания своих несовершенств, но зато бы уж я потребовала славы… настоящей, шумной славы…»