Отказ от стыда как часть терапии невроза.
Воспоминания о прошлом, где мы не могли быть собой, но и не могли оправдать ожиданий, которые сами на себя возложили. У всех они есть - мучительные ночи бессонниц и угрызений. За то, что был, за то, что не был, сказал, промолчал, а надо было, не сказал, а стоило, и если бы…. И стыдно, стыдно. Мы не идентифицируем эти чувства как стыд, но это - он. Мы терзаем себя муками совести, упрекая бесконечно за несоответствие своим и чужим ожиданиям - это он. Пакет, в который замотаны наш покой и любовь к себе: «не срывать защитную пленку». Не забывать, что будет стыдно, если… Придаточное условия. На каких условиях вы готовы принять себя? Что вы потребуете у себя за хорошее обращение, заботу, уход?
Стыд - дань социальным нормам, условиям, требованиям, табу. Не существует естественного стыда. Да стыда вообще не существует. Не такого чувства, это люди придумали, чтобы управлять другими людьми.
Стыд - подкладка белого пальто, в котором я такой стою красивый. Потому что я - лучше. Лучше себя. А за это - стыдно, потому что вот это - не мое. Я - лучше, чем это.
Стыд - декларация независимости. Независимости от самого себя, от своих дел, результатов, опыта, боли, труда. Стыд отрицает само существование человека, он постулирует лишь «ты можешь лучше», где главное - «лучше». А потом «можешь». И не важно, хочешь ли. И лучше - кому? Лучшее убивает хорошее на корню. Ожидание праздника радостнее самого праздника. Ожидание важнее того, от кого ожидают.
Стыдись - отвернись от себя самого. Предай себя.
Мы можем ровно столько, сколько мы делаем. Потому что если могли бы больше или лучше, мы делали бы больше и лучше. Больше и лучше мы сможем тогда, когда захотим. А пока не хотим - не можем.
Стыд прилипает ко всему живому и неживому в сердце. Пока мы не отковыряем эту упаковочную пленку с поверхности вашего восприятия, мы себя не узнаем.