Найти тему

"Кухонные" психологи

Со всеми бывало. Парень бросил или начальник дебил. И вот на твоей кухне с решительным видом сидит подруга, готовая помогать. Она подготовилась. Точно знает, что требуется от службы спасения в критических ситуациях: да ерунда, ты загоняешься и гвоздь в крышку благополучия - все будет хорошо.

А для человека не ерунда. Для человека весь мир сейчас сузился до размеров прощальной смс-ки. А раскритикованный отчет ни больше, ни меньше - Хаос, опрокинутый на Творение. И потому отрицание его проблем другим человеком порождает раздражение и фрустрацию: или я дурак, раз мой крах - суета, или одно из двух.

И ладно, бабы. Нам поговорить - само по себе как ведро живой воды на себя вылить. Уже и обидчик нас не достоин, и губы накрасили. Только вот эффект кратковременный: подруга за дверь, мы в соплях. Проблема-то никуда не делась.

Эффективность "прибухнуть" как психологической методики эмпирически не доказана, казахстанский коньяк в воды Грааля не превращается.

У мужчин тоже не сахар. Эффективность "прибухнуть" как психологической методики эмпирически не доказана, казахстанский коньяк в воды Грааля не превращается. А вот просыпаться с больной душой и головой трагичнее вдвое. Жаловаться и погружать собеседника в дебри отношений тоже как-то не выход - не принято. Вот и остается сцепить зубы и переживать экзистенциальные муки втихаря.

Почему "кухонно-психологическая" помощь не всегда нам помогает? Потому что есть эмпаты, которые обладают врожденным чувством понимания, такта и подбора нужных слов. Такой чего-нибудь брякнет, а человека как яблоком по голове шарахнули: эврика! Он и через 10 лет не забудет: "Помнишь, ты мне одну вещь сказал? Я с ней как с девизом живу". А есть те, кто вроде и поддержать хочет, но хуже делает: "Ну я же говорила, что так и будет! Какого черта ты меня не слушала? Хватит реветь, теперь вот что надо сделать..."

Чем руководствуется психолог в своей работе? Принципом беспристрастности, безоценочности. Не давать никаких оценок действиям клиента, не склонять его к принятию того или иного решения, и уж тем более, не выдвигать своих версий - человек сам должен дойти до света в конце тоннеля (даже если вас съели, у вас есть два выхода). Наталкивать на мысль о возможных направлениях - наиболее верная стратегия психолога. Не утешать, когда клиент плачет, а дать эмоциям свободно выйти, ведь слезы - тоже терапия.

Поэтому прежде чем давать советы, подумайте: готовы ли вы брать на себя ответственность за то, что ваш друг пойдет и сделает так, как вы ему скажете? А что, если ваше решение для конкретно этой ситуации и конкретно этого человека не самое оптимальное? Ведь в состоянии острых переживаний каждый из нас на какое-то время превращается в маленького слепого котенка, который "не хочу ничего решать, хочу на ручки".