В прошлом году я посетил Грандмакет России. Так получилось, что прошлым летом я был в Питере и я люблю макеты. Звезды, так сказать, сошлись и я посетил Гранд Макет России.
Изначально я шел туда с идеей посмотреть и может быть стырить себе пару-тройку идей. Но уже много позже, потом, когда вернулся домой, у меня возникла идея сделать что-то типа путеводителя по промзонам Гранд Макета.
В итоге я перебрал сделанные фотки Гранд Макета и выбрал те из них, на которые попали те или иные промышленные объекты.
Но вот незадача: не во всех случаях мне удалось расшифровать, какой объект задумывали создать авторы макета.
Поэтому я вам предлагаю путеводитель - квест. Его идея такова: я показываю объекты, высказываю свое мнение о том, что это. А вам предлагаю высказать свою точку зрения о том, что показано на этих фотографиях.
Заброшенный рудник
Итак, наш первый объект расположен в Сибирском регионе Гранд Макета России.
Здесь мы видим галерею, соединяющую гору со станцией. В центре кадра разместился мостовой грейферный кран. Ближе к нам, слева от путей - что-то типа бункера для погрузки сыпучих грузов в полувагоны. Справа на переднем плане - пакгауз, за ним, судя по всему, цистерны для сжиженного газа, и далее - башня для погрузки сыпучих грузов.
Скорее всего раньше это был рудник. Можно предположить, что тут добывали железную руду - недалеко находится металлургический завод (возможно, его и построили тут из-за этого месторождения). Но потом месторождение иссякло и рудник был брошен. Посмотрите на крышу бункера, который слева. На работающем предприятии такого не допустят. Да и галерея тоже находится в плачевном состоянии.
Но наличие железнодорожных путей дало развитие этой площадке - теперь она используется для перевалки грузов.
Уютное место, которое теперь, увы, представляет слабый интерес для любителей промышленности, но зато будет интересно сталкерам.
Металлургический завод
Как я сказал ранее, недалеко от заброшенного рудника (а если быть точнее, то в Приуралье Гранд Макета России) располагается металлургический завод. Вот как он выглядит:
Здания в центре этого кадра (на одном из них написано «Урал — стальное сердце России») — это литейный (как раз на нем надпись) и прокатный цеха.
Светло-коричневое сооружение, расположенное за ними — доменная печь.
При доменной печи имеется рудный двор (на фото выше — в левой части кадра), где хранится руда и кокс. в правой части кадра — литейный двор. На его внешнем пути под желобы установлены шлаковозы. На внутренних путях стоят чугуновозы. Причем на ближнем пути на погрузке стоит состав ковшей. Они обычно используются для доставки чугуна на разливку или в конвертерный цех. А на втором пути — «торпеды». Это вагоны-чугуновозы, предназначенные для перевозки жидкого чугуна на большие расстояния.
На этом фото хорошо видны железнодорожные составы на литейном дворе. Слева видно, как по канаве шлак сливается в шлаковоз. В центре — составы с чугуновозами. Над ними, на литейном дворе, происходит выпуск чугуна — видны канавы, по которым горячий чугун разливается в чугуновозы.
С точки зрения достоверности, масштабов и полноты это самая крутая промзона Гранд Макета.
Горно-обогатительная фабрика
Если на секунду забыться, то две башни, представленные на фото ниже — угольные башни. Они предназначены для хранения угля и заправки им паровозов (это если верить каталогам производителей архитектуры для макетов).
Но мы играемся в промышленность, поэтому это у нас будет горно-обогатительная фабрика. В пользу этой версии говорит несколько фактов. Во-первых, эта промзона располагается в Сибири Гранд Макета России. Во-вторых, здесь грузят в вагоны сыпучие грузы, но не уголь (на шахту это ну никак не похоже).
В третьих, недалеко отсюда располагается карьер. На фото ниже его видно, в верхней части кадра. Там работа ведется на нескольких уступах. На верхнем фото артикуляционные самосвалы как раз бегают вертушками между карьером и обогатительной фабрикой.
Можно предположить, что на карьере открытым способом добывают руду, а на обогатительной фабрике делают горячебрикетированное железо. Две темные башни на фото выше будут у нас установками по производству горячебрикетированного железа.
И тут сюжет срастается. Когда-то возле рудника построили металлургический завод, который разросся. Но рудник иссяк, штольню завалили. А сырье на завод начали возить с новой обогатительной фабрики.
Нефтянка
В Северном регионе Гранд Макета России все как в жизни: заснеженные буровые сверлят землю в поисках чего-нибудь такого, что из нее можно взять.
Завод
Это предприятие мне встретилось в Центральном регионе Гранд Макета России. На вид - вполне себе симпатичная индустриальная архитектура конца XIX-то века. Типичный завод.
Единственное - смущает копер (башня, расположенная в центре кадра). Копер - это один из элементов конструкции подъемника, предназначенного для подъема по стволу шахты добытой породы, подъема и спуска в шахту людей и оборудования.
Но это предприятие не шахта. В России в те годы (конец XIX века) так капитально и с таким размахом шахты не строили. Они были куда меньше и для строительства наземных построек использовали дерево. После выработки шахты все постройки сносились, а вырабатывались шахты быстро. Т.е. капитальное строительство наземных построек не имело смысла.
Поэтому, не смотря на копер, я склоняюсь к версии, что это какое-то промышленное предприятие.
Дробильно-сортировочная фабрика
Еще один интересный объект расположен в Центральном регионе Гранд Макета России.
Силосные башни, бункеры, загруженные щебнем, экскаватор и самосвалы — с некоторой натяжкой это можно назвать дробильно-сортировочной фабрикой.
Судя по всему, сюда привозят известняк, затем его дробят и сортируют по фракциям.
Лесопилка
Вот скажите, ну какой Центральный регион может обойтись без лесопилки? Это один из наиболее правдоподобных промышленных объектов макета. Небольшое здание, кран, навес, штабели пиломатериалов, бортовой грузовик на погрузке — все это выглядит таким естественным и знакомым…
Шахта
Еще один впечатляющий объект расположен в Приуралье. Это угольная шахта.
Копер, вокруг россыпи угля, огромный бункер, наземные постройки и тут же портовый терминал. Погрузка угля в сухогрузы осуществляется конвейером.
Для погрузки вагонов предусмотрен грейферный кран. Но это не самый эффективный метод погрузки. Возможно, что вагоны тоже загружаются конвейером, а грейферный кран используется для дозировки угля (выравнивания загрузки вагона и догрузка — разгрузка вагона до необходимого веса.
Этот комплекс, состоящий из шахты, железнодорожной станции и портового терминала — отличный собирательный образ отечественной угледобывающей промышленности.
Вот я и показал все, что хотел показать. Приятно, что на макете нашлось место промышленности. Может, не все промзоны макета выглядят абсолютно достоверно, но ведь цель Гранд Макета — не столько скопировать объекты реального мира, сколько сформировать собирательный образ страны. И здорово, что в этом собирательном образе нашлось довольно много места промышленности во всем ее разнообразии.
А пока мы путешествовали по Гранд Макету, мужики на буксире доставали из реки самолет, упавший туда во время Великой Отечественной. Поисковики продолжают свое благородное дело и на макете.