Найти тему

Модели кораблей от Возрождения до современности

Продолжение экскурсии по Немецкому Музею Достижений Науки и Техники.

В первой части мы уже ознакомились с кораблями, бороздившими моря от глубокой древности и до конца Средневековья. На смену галерам, каравеллам и пузатым караккам пришли другие корабли, соответствующие требованиям и условиям новой эпохи и именно о них сейчас и пойдёт речь.

Одним новых кораблей стал появившийся в конце XVI века голландский флейт. Достигавшие до 40 м в длину, флейты были настоящими «стройняшками» среди кораблей своего времени — соотношение длины и ширины корпуса в ранних моделях составляло 6 к 1 и лишь некоторое время спустя сократилось до 3 к 1. Флейт создавался как торговый корабль (и полностью оправдал себя, закрепив за голландцами большую часть морских перевозок в Северном и Балтийском морях), но зачастую использовался и в военных целях за счет того, что был крайне нетребователен в обслуживании.

Для войны человек придумал другой корабль и имя ему — фрегат. Конечно, боевая мощь фрегата не шла ни в какое сравнение с грузными линейными кораблями с сотней орудий. Зато быстрый и манёвренный фрегат был самостоятельной боевой единицей, не зависел от основного флота и мог огрызнуться залпом из пары десятков пушек. Точечные удары, погони и перехват — лучше всего с этим справлялся именно фрегат.

-2

Говоря о кораблях, появившихся на стыке XVI-XVII веков, никак нельзя забывать о самом благозвучном из них — бригантине. Двухмачтовый корабль был оснащен набором косых и прямых парусов, а на первых порах ещё и вёслами. Со временем конструкция бригантины изменилась настолько, что для управления таким кораблём было достаточно семи человек, и неприхотливый в обслуживании корабль стал бороздить воды от Средиземного моря до Тихого океана.

-3

Прогресс не стоял на месте. С появлением парового двигателя люди стали думать, куда бы ещё его прикрутить и в конце XVII века начинаются эксперименты с кораблями. Результатом этих экспериментов стал «Клермонт» — первый коммерчески успешный и практически использовавшийся пароход, выпущенный в 1807 году Робертом Фултоном (США). Вместо сложного парусного оснащения стотонный «Клермонт» обладал парой гребных колес, которые позволяли ему достигать скорости в 5 узлов. Корабль успешно прошел испытания и показал всему миру, что корабли больше не зависят от ветра.

«Клермонт»
«Клермонт»

Несмотря на успех Фултона, его «Клермонт» годился лишь для речных рейсов, а море пока не признавало силу пара. Но человек в своей жажде покорять и изобретать преодолел и этот рубеж.

В 1819 году американское судно «Саванна» пересекает Атлантику, используя гребные колёса, и становится первым пароходом, пересёкшим океан. Несмотря на стремительный прогресс паруса ещё долго будут присутствовать на пароходах в качестве дополнительного движителя. Та же «Саванна» проделала немалую часть своего пути под парусами.

«Саванна»
«Саванна»

С этого момента началась эра пароходов, которые с каждым годом становились лишь всё быстрее, тяжелее и больше.

В 1843 г. англичане спускают на воду первый пароход с металлическим корпусом. Трёхпалубная «Великобритания» весом в три с половиной тысячи тонн преодолевает путь от Бристоля до Нью-Йорка за 14 дней, а потом начинает курсировать между Северной Америкой и Австралией, но из-за дороговизны в содержании несколько раз перепродается и в итоге превращается в склад для угля. Лишь в 1937 году «Великобритания» вернулась на родину и была отреставрирована. Сегодня этот корабль стоит в порту Бристоля и используется как музей.

«Великобритания»
«Великобритания»

Применение паровому двигателю нашлось и на военных кораблях. На смену парусным корветам, что стояли на вооружении многих стран с XVII века, пришли их улучшенные версии.

Паровой корвет «Мольтке» при длине 82 метра и ширине 13,7 метров вмещал в себя почти пять сотен человек и шестнадцать пушек и при этом развивал скорость до 26 км\ч.

Корвет «Мольтке»
Корвет «Мольтке»

Впрочем, совсем отказываться от парусных кораблей никто не собирался. Классические деревянные парусные судна всё ещё были востребованы, хоть и претерпели некоторые изменения.

Новой идеей в классическом кораблестроении стало значительное увеличение высоты мачт и дальнейшее изменение соотношений ширины и длины корпуса в пользу последней. Так в начале XIX века появился клипер, у которого длина мачты могла достигать шестидесяти метров при общей длине корабля в сто метров, а ширина корпуса составляла лишь пятую часть его длины. К примеру, американский клипер «Республика», спущенный на воду в 1869 году, обладал корпусом в 59 метров в длину и всего 12 в ширину.

За счет своей обтекаемой формы и огромного количества парусов «высокий корабль» мог рассекать морскую гладь с невероятной для тех времён скоростью в 22 узла (40,7 км/час). Обратной стороной медали была высокая сложность в управлении кораблём, которому требовалась большая и хорошо обученная команда.

На фото ниже рядом с «американцем» изображен немецкий барк «Ганза», позже вставший под датский флаг и сменивший имя на «Онда». Барки (в современном значении этого слова), появившиеся во второй половине XIX века, не были столь быстры как клиперы, но приобрели большую популярность среди коммерсантов за свою вместимость. К примеру, вышеупомянутая Ганза, размером всего в 36 метров, могла с легкостью перевозить 450 тонн груза.

Клипер «Республика» и  немецкий барк «Ганза»
Клипер «Республика» и немецкий барк «Ганза»

И под конец, настоящий титан среди парусных кораблей— немецкий пятимачтовик «Пруссия». Созданная в начале XX века на судоверфях Гамбурга «Пруссия» достигала 147 метров в длину, и с водоизмещением более чем в одиннадцать тысяч тонн являлась самым большим парусным кораблём в истории. Строительство этого гиганта обошлось империи в миллион двести тысяч марок, однако судьба судна совсем не завидна — всего через восемь лет после спуска на воду немецкий гигант столкнётся с английским пароходом «Брайтон». Все попытки отбуксировать «Пруссию» окажутся неудачными, и крупнейший в мире торговый корабль будет оставлен медленно гнить на скалах.

«Пруссия»
«Пруссия»

На этом заканчивается история парусных кораблей, прекрасная и печальная одновременно. С течением времени паруса всё больше переходят на роль вспомогательного двигателя, превращаются в рудимент и вскоре исчезают совсем, сохранившись лишь в качестве диковинки, элемента роскоши или дорогостоящего вида спорта.

Коллекция же музея продолжается, знакомя посетителей с дальнейшим развитием инженерной мысли и всё новыми изобретениями человечества. Но это уже совсем иные корабли и совсем другая история.

А на этом всё. Спасибо за внимание и до следующих встреч в Сети.
VK YouTube