Мера определилась как соотношение мер, составляющих качество различённых самостоятельных нечто (вещей). Так как стороны, составляющие теперь отношение меры, сами суть меры, но в то же время и реальные нечто, то меры их – непосредственные меры и отношения в них – непосредственные отношения.
ОТНОШЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ МЕР
Целое есть соотношение самостоятельных мер. Оно:
1) непосредственно. Обе стороны, определённые как меры, существуют вне друг друга в отдельных вещах и соединяются извне;
2) самостоятельные нечто (вещи) суть качественны благодаря их количественному определению, они члены некоторого ряда количественного отношения;
3) это безразличное многообразное отношение в то же время приводит в конце к исключающему для-себя-бытию - к так называемому избирательному сродству.
Соединение двух мер
Нечто определено внутри себя как отношение мер определённых количеств, которым присущи качества, и это нечто есть соотношение этих качеств.
Мера как ряд отношения мер
Любое нечто как мера состоит из других нечто, которые тоже есть меры, то есть сочетание качеств и количеств. Сродство самостоятельного нечто с множественностью других нечто есть избирательное сродство.
Избирательное сродство
Сродство есть способность нечто сочетаться с другими нечто (здесь Гегель приводит пример с химическими реакциями, где одни химические элементы могут вступать или не вступать в реакцию с другими).
УЗЛОВАЯ ЛИНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕРЫ
Отношение меры как специфическое есть исключающее отношение, то есть нейтральное, как отрицательное единство его различных моментов. Мера, изменяющая своё количественное значение, но сохраняющая качество, есть узловая линия меры. Нечто есть некоторое отношение определённых количеств, оно имеет простор, в пределах которого оно остаётся безразличным к количественным изменениям и не меняет качества. Однако, рано или поздно, достигается такая точка изменения количественного, в которой изменяется качество, определённое количество оказывается специфицирующим, и появляется новое нечто. Это новое нечто снова будет подвержено процессу изменения – и так до бесконечности.
Количественные изменения в своей непрерывности постепенны. Но постепенность касается только внешней стороны изменения, а не качественной его стороны. Предшествующее количественное отношение, бесконечно близкое к последующему, всё ещё есть другое качественное существование (другое нечто). С качественной стороны прерывается чисто количественное постепенное движение вперёд, не составляющее границы в себе самом. Так как новое качество по количественному соотношению есть по сравнению с исчезающим неопределённо другое, безразличное качество, то этот переход есть скачок (это крайне важный момент, показывающий единство эволюции и революции: изменению качества всегда предшествует изменение количества).
БЕЗМЕРНОЕ
Исключающая мера, даже в своём реализованном для‐себя‐бытии, остаётся обременённой моментом количественного наличного бытия – а потому способной к восхождению и нисхождению по шкале определённого количества, которая изменяет и отношения. Нечто (некоторое качество) выталкивается за свои пределы и гибнет из‐за изменения своей величины.
Величина – то свойство, при котором то или иное наличное бытие может быть удержано будто без всякого ущерба и которое может привести к его разрушению.
Абстрактно, безмерное есть определенное количество вообще как внутренне лишенное определений, и как лишь безразличная определённость, не изменяющая меры. Какое‐то нечто (качество) и другое нечто (другое качество), которое его нейтрализует, есть самостоятельные и исключающие отношения меры, безразличные друг к другу тотальности. Они теперь определены как узлы одного и того же субстрата. Таким образом, меры и самостоятельные нечто низводятся до состояний. Изменение есть лишь изменение некоторого состояния, а переходящее положено как остающееся в этом изменении тем же самым (вода остаётся водой и как лёд, и как жидкость, и как пар).
Единство мер есть порядок, субстрат, некоторая материя. Этот субстрат, чтобы быть субстратом, является количественным определением – и в то же время разностью качеств. В этом единстве субстрата с самим собой определение меры снято. Тем самым мера низводится до некоторого момента.