Голосовые технологии все активней входят в нашу повседневную жизнь. Сначала они предоставляли альтернативный вариант для ввода поисковых запросов, затем ИТ-компании переключились на «умные колонки» - устройства, с помощью которых можно управлять домашней техникой. Пока голосовой поиск чаще всего используют, чтобы найти музыку и узнать о погоде, но вскоре все может измениться и даже голосовой шопинг станет для нас реальностью .
А как у них?
Родители за рубежом активно применяют умные колонки специально для детей, которые могут воспроизводить аудиокниги и анекдоты, играть с детьми в игры, проводить викторины, облегчать засыпание успокаивающей музыкой, а также превращать чистку зубов в забавную игру. Некоторые дети используют это устройство в качестве будильника, а другие - для прочтения сказки перед сном. Например, умные устройства с поддержкой голосового помощника Google научились читать произведения от Disney под соответствующий аккомпанемент. Когда к детям приходят друзья, они включают умные колонки в свои игры, задают им вопросы и смеются над ответами. Это превращается в своего рода веселые вечеринки.
В России пока есть одно умное устройство с голосовым интерфейсом «Алиса» - детские часы-телефон KidPhone 3G. Они умеют отвечать на каверзные детские вопросы, разговаривать с ребенком, играть в города, «угадай песню» и другие игры, загадывать загадки, рассказывать сказки и др.
Важные моменты для родителей
Поскольку коммуникация с помощью голоса - один из перспективных трендов в IT-индустрии, возникает вопрос - а нужны ли голосовые помощники детям и какую роль они будут играть в их жизни? Считаем, что дети могут знакомиться и учиться взаимодействовать с такими устройствами уже сейчас.
Вместе с тем, родители должны обязательно обратить внимание на следующие моменты:
1. Пока еще не слишком много данных по поводу того, как подобные устройства с искусственным интеллектом влияют на детей. Однако родители всегда должны контролировать использование и знать, что чрезмерная зависимость от любого устройства может привести к психологическим проблемам в дальнейшей жизни.
2. Голосовые помощники должны находиться под пристальным наблюдением взрослых. Любые устройства, имеющие выход в Интернет, поднимают множество вопросов о конфиденциальности. Поэтому советуем с осторожностью устанавливать их в детских спальнях.
3. Дети, особенно маленькие, когда фантазия и реальность размыты, относятся к голосу в устройстве как к реальному человеку. Возвращаясь домой, они могут разговаривать с ним и спрашивать, как прошел их день, какой их любимый цвет и сколько им лет. Часто родители по незнанию поощряют это, говоря, например, что «внутри коробки сидит тетя». Такой подход неправильный. Родители должны изначально объяснить ребенку, что голос внутри - это бот, искусственный объект, но не человек.
***
Подводя итог, отметим, что большинство родителей рады, что эти цифровые няни помогают детям учиться и играть. Как признался один из родителей, это отвлекло ее дочь от мобильных устройств. Однако даже производители постоянно напоминают о том, что данные технологии «не предназначены для замены родительских или социальных связей».