Знаменитый ответ, приписываемый Карамзину, и сегодня не потерял своей актуальности, но что удивительно – не утратил и заметной толики благодушия. Воровство в России, как правило, переводится в формат внутрисемейных отношений и наказывается соответственно – розгами для Алексашки Меньшикова или назначением на министерские должности в наши дни. Любителям привести в пример порядки сталинского правления хочется напомнить, что воровство этих лет имело характер легитимных государственных практик и заключалось в масштабных изъятиях имущества у сельского населения и репрессированных, а также – в постепенной реализации ранее сворованного у изжитых классов.
Постоянная констатация самого факта отвлекает внимание от причин. А действительно – воруют-то воруют… А почему? Вопрос не праздный, ибо генетически люди практически одинаковы, и в той же Германии или Швеции потенциальных ушкуйников никак не меньше, чем в РФ. Но вот не реализуются же! Так в чём дело?
Ну, во-первых, есть что воровать. Ощущение нескончаемости общего коллективного богатства влияет на психику. Расея-матушка столь обильна, что народ испокон веков понятия не имеет о бережливости – никто же не оспорит, что стремление прекратить воровство первоначальным посылом имеет именно рациональный подход к использованию имеющихся богатств. Жители так называемой «нищей» России хлеб всегда резали толстыми скибами или ломали руками. Другие, мясоеды, тоже не задумываясь о величине поглощаемых кусков. С этой точки зрения можно утверждать, что вся разница в благосостоянии современного гражданина Австрии, например, и жителя Вологодчины – в накопившихся за столетия сэкономленных средствах, образованных за счёт толщины поедаемой хлебной нарезки. Или – в реальной стоимости стен жилых домов из брёвен и таковых же, но сооружённых из тонких реек.
Россиянин позволяет пользоваться нефтяными запасами страны маленькой группе непонятных личностей, зная, что, в целом, от него не убудет, и вырубать лес зарубежным дельцам, будучи уверенным, что пока в одном месте выстригут – в другом нарастёт. И ведь, действительно, если на Урале поставить полмиллиона человек с бензопилами и пустить их на восток, к тому моменту, когда они выйдут на берег Охотского моря, вокруг Екатеринбурга и Челябинска вновь будут шуметь корабельные леса. Даже если они будут просто валить деревья и идти дальше.
Во вторых, среднестатистический россиянин на подсознательном уровне уверен в том, что узурпация богатств и концентрация их в одних руках – дело естественное и неизбежное. Как восход солнца. С момента отмены крепостного права и до Октябрьской революции не сменилось и трёх поколений жителей России. Дедушка, всегда знавший, что лес, речка, земля ему не принадлежат, успел всё это доходчиво объяснить внуку, а там – и большевички со своим пулемётиком подоспели. Семьдесят с лишним лет в мозг гражданина СССР вбивалась мысль о том, что лично он ничего не имеет, а живёт за счёт подачек, дважды в месяц выдаваемых ему государством. Или партией. Не важно – в любом случае это была милость, а не заработок.
Поэтому, когда пришло время, и жители РФ вложили свои ваучеры, никто, собственно, и не ожидал результатов – кроме тех, что об этих результатах знал заранее. МНЕ – как и подавляющему большинству – всё равно, что на МОЕЙ доле добываемой в стране нефти я могу ездить круглый год – на не очень экономичном автомобиле. Мне всё равно, что я могу отапливать мой дом своей долей газа весь год, а излишек продать «Газпрому». Мне всё равно, что я являюсь совладельцем половины питьевой воды и железных руд планеты, большей части разведанных запасов угля и ещё многого такого, что можно потрогать руками. И в этом, последнем, моё состояние разительно отличается от имущества большинства членов всяких списков «Форбс», которые, не имея ничего, кроме слаботочных импульсов в кишках «Интернета», живут вполне кучеряво. Из чего я делаю вывод – дело не только в наших рыжих, совиноглазых, заплывших жиром, рептилоидных, дауноподобных и прочих ворах. Те, за бугром, тоже грабят меня. А нам – фиолетово! Мы привыкли и только крепчаем.
Впрочем, всё более и более ощутимой становится одна особенность, так сказать, следствия инновационного подхода последних лет. При себестоимости барреля российской нефти в районе двух долларов – информация К. Молодцова – сырьевая себестоимость литра бензина должна находится в районе 1,3-1,5 рублей, так как баррель сырой нефти – это чуть более ста литров готового горючего. Неизвестно, как полная себестоимость исчисляется различными российскими «естественными монополиями» (какое чудное сочетание; вот тоже повод для гогота!), но вообще, в мире стоимость нефтяного сырья составляет около трети стоимости конечного продукта. Следовательно, бензин на наших АЗС должен стоить около пяти рублей. С учётом дистанций РФ – десять рублей. Без прибыли всей цепочки грабителей. Сколько же он должен стоить с их прибылью? Ссылки на налоговые отягощения – всякие акцизы, НДС и протчая, протчая – во внимание приниматься не могут: ведь это должно накладываться на получателей прибыли, всё остальное – тоже воровство. Причём воровство непосредственно из кармана обывателя, из моего кармана! Хотелось бы напомнить – земля-то барская. Но вот попытка срезать кошель на Руси следствием всегда имела «Держи вора!». И поимку оного всем миром. С последующими профилактическими и - часто фатальными - педагогическими упражнениями.