В первой части этой статьи мы остановились на сумме в 100 млрд, "реально" работающей на среднее муниципальное медучреждение.
Куда же идут эти деньги и почему до среднестатистической больницы или поликлиники доходит лишь половина этой суммы? Чтобы получилось нагляднее, возьмем один муниципальный район с населением, скажем, в 100 тысяч человек. Поскольку эти 100 млрд выделены на всю область (население 7,64 млн человек), то на наш условный район приходится 1,32 млрд рублей.
Таблица 1
Для лучшего понимания структуры финансирования лучше, наверное диаграмма.
Покажите эту таблицу любому главному врачу и он поклянется, что с такими деньгами устроит населению лучшую медицину в мире. Но, как я уже говорил, получают они, в лучшем случае половину этой суммы.
Почему же так происходит? Секрет в оригинальном методе планирования, согласно которому:
1. Десять процентов от этой суммы резервируется на случай, если житель Московской области получит медицинскую помощь в другом регионе.
2. Учреждение получает план и деньги под него только на те виды медпомощи которые оказывает по лицензии.
3. Если учреждение обслужит больше людей, чем указано, оно не получит больше денег.
Если первые два пункта, по крайней мере, не грешат отсутствием логики, то третий - явно лицемерный. Какой главный врач прикажет отказать в медицинской помощи поступившему в стационар пациенту в тяжелом состоянии. Его сразу же распнут сначала в интернете, затем по телевизору и наконец в Минздраве. А по логике авторов плана, он должен сказать: "Извините, но в этом месяце мы уже вылечили 925 человек и план выполнили, идите в другую больницу."
Рассмотрим сначала стационар. Как указано в таблице 1, району полагается 17443 госпитализации в год и 638 млн рублей. Понятное дело, что в районной больнице есть не все профильные отделения. В программе отдельно указаны реабилитация, онкология и высокотехнологичная помощь. Если их нет, вычитаем 1663 госпитализации и 154 млн рублей. (Обратите внимание, что до вычета средняя стоимость была 36,6 тысяч, а после вычета уже 30,7 тысяч). Из оставшегося вычитаем еще 10% и получаем 14200 госпитализаций и 436 млн рублей.
А поскольку в районной больнице редко встречаются профили аллергология, гастроэнтерология, нефрология и прочие, в лучшем случае ей утверждают план в половину от общего (7000 госпитализаций и 200 млн рублей). Авторам идеи кажется, что человек с язвой желудка не ляжет в свою больницу а отправится в крупный центр, но на самом деле пациенты всех отсутствующих профилей лежат в отделении терапии обделенной районной больницы. И получается, что за 200 млн рублей в год она лечит 10000 пациентов вместо 7000 и еще должна на эти деньги поднять зарплату врачам до уровня 200%.
Но это еще не все! Думаете эти 200 млн достанутся больнице? Дальше приходит страховая, проверяет истории болезней и штрафует за все огрехи в размере от 10 до 30 процентов.
Что касается половины от 436 млн, и денег на высокотехнологичную помощь, их получают крупные центры. Угадайте, где находится Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского, куда должны направлять непрофильных пациентов. В Москве! Даже не в другом районе области!
Что касается поликлиник, там все устроено куда хитрее, но об этом читайте в следующей статье.
Если дочитали, поставьте палец вверх пожалуйста, а если интересна тема канала в целом - подписывайтесь и пишите!