В последнее десятилетие своего существования завод АЗЛК создал довольно большое количество необычных автомобилей. Одни из них были действительно интересны и ожидаемы потребителями (но так и не стали при этом серийными), другие сложно назвать иначе, как техническим курьезом, а третьи вообще представляли собой плоды воспаленного воображения последнего заводского руководства (извините, тут толерантны в высказываниях не будем)… Но так или иначе, всё это теперь стало историей. Частичку этой истории и давайте теперь вспомним.
Со второй половины восьмидесятых до начала девяностых завод активно занимался разработкой полноприводной трансмиссии для «сорок первого». Были построены несколько опытных образцов таких машин, получивших индекс «Москвич» 21416 – внешне неотличимых от обычных переднеприводных. Схема использованного на них привода – постоянная, через самоблокирующийся межосевой дифференциал. Задние колеса получили оригинальную независимую подвеску на косых рычагах. Новая трансмиссия была полностью отработана конструктивно и испытана, в том числе в автокроссе и ралли, один «Москвич» 21416 даже благополучно прошел краш-тест. Однако до начала «смутных времен» на конвейер попасть не успел. Жаль! С каким большим энтузиазмом принял бы такую машину рынок…
Еще одно очень полезное начинание на «позднем АЗЛК» – проектирование грузопассажирской модификации «сорок первого» с кузовом типа универсал со значительно увеличенной высотой крыши. Машина эта получила обозначение «Москвич» 2901 неоднократно экспонировалась на выставках в середине 1990-х. И в итоге ей повезло чуть больше, чем «полноприводникам»: ее выпуск освоило АО «5-й Киевский авторемонтный завод». Причем сперва сертифицированы такие «Москвичи» были – здесь цитата из первого одобрения типа от 15 января 1996 года – как «специальный автомобиль для перевозки больных и пострадавших, специальный автомобиль для аварийных служб энергообеспечения или автомобиль-такси». То есть обычная легковая версия поначалу в гамму даже не входила! Она появилась в ОТТС только в 1998-м (мод. 2901-171), равно как и сугубо грузовая версия без задних сидений (мод. 2901-170). VIN-код этих украинских «Москвичей» начинался с символов «XSW», а срок действия их последних сертификационных документов истек в марте 1999 года.
Раз уж мы затронули тему грузовых модификаций, то тут нельзя не вспомнить, что еще в конце восьмидесятых на АЗЛК разработали длиннобазный пикап на основе «сорок первого» – назывался он «Москвич» 2335. Но пока шел процесс подготовки его производства, завод в полный рост выпускал пикапы на базе бракованных кузовов обычных легковых хэтчбеков: от них отрезали ненужную заднюю часть крыши, вваривали перегородку с окошком и заделывали задние дверные проемы. Получалось не очень практично, но дешево и сердито! Объемы производства подобных эрзац-пикапов были солидными и в лучшие времена доходили на заводе до пары сотен штук в год. Экземпляр на этом фото изготовлен в 1993 году и по документам числится «Москвичом» модели 23351.
А вот и сам «правильный» грузовой «Москвич» модели 2335, да не простой, а электрический! В переводе пикапа на альтернативную энергию заводу помогали специалисты Государственного научно-производственного объединения «Квант», где электромобили разрабатывали и строили еще в советские годы. Под капот и под пол грузовой платформы были установлены два блока свинцово-кислотных батарей весом 540 кг, а в движение машину приводил тяговый электродвигатель постоянного тока пиковой мощностью 65 л.с. Заявлялся запас хода на уровне 100 км, но это явно оооочень оптимистичная цифра для такого скромного количества «батареек» того времени. Вслед за вот этим выставочным образцом, представленным в 1997 году, в 1998-м завод построил целую партию таких электропикапов – 14 шт. Не понятно только, зачем: рыночных перспектив на тот момент – никаких, до сертификации дело так и не дошло, проданы они не были, хранились абы как – и в итоге были просто списаны и утилизированы в 2004-м…
А еще в середине 1990-х руководство завода активно лоббировало поставки «сорок первых» в столичные таксопарки. Одно время солидная партия «Москвичей» в ярко-желтой окраске с шашечками действительно появилась на улицах Москвы. Но этот период оказался крайне недолгим: при том качестве сборки и коррозионной стойкости эти машины оказались к работе в такси малопригодными. Экземпляр на фото – «Москвич» 214123 выпуска 1995 г. – прослужил до утилизации всего 5 лет.
Еще одна модель, которой не повезло: «Москвич» 2142 с кузовом седан. Разработанный в восьмидесятые, этот автомобиль изрядно покочевал по различным выставкам, был даже сертифицирован, но серийным так и не стал: вместо освоения такого довольно гармоничного седана на заводе по велению руководства принялись «лепить» псевдолюксовый стретч на его основе, который потом пошел в продажу под торговой маркой «Князь Владимир»…
А это – бонусное фото: автомобиль на нем к самому заводу АЗЛК прямого отношения не имеет, доработка выполнена владельцем, однако все равно для нашего обзора – вполне в тему! В начале девяностых буйным цветом в Санкт-Петербурге расцвело изготовление пластиковых обвесов на новые отечественные автомобили – наверное, в городе на Неве это произошло раньше, чем где бы то ни было еще в России. В ассортименте тогда было всё: «раздутые» бампера, спойлеры на любой вкус и цвет, оригинальные решетки радиатора, накладки на пороги и двери. Какие-то работы были откровенно аляповаты, какие-то – весьма удачны. Но в любом случае: у наших неизбалованных тюнингом автолюбителей эти питерские обвесы тогда вызывали полный восторг. На фото как раз и есть пример одного из тех обвесов на «Москвиче» 2141.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации,
СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях!
Почта для связи: mmariyazen@yandex.ru, Мария Маркова.
Использованы фото из архивов Сергея Андреева, Вячеслава Королева, Николая Маркова, Максима Шелепенкова и АО "Москвич"