На обсуждении вопроса о частных инвестициях в российское образование собралась внушительная команда ведущих филантропов и предпринимателей. Список вы можете посмотреть на сайте форума.
Вопросы, которые поднимались для обсуждения:
- Почему нужны частные учебные заведения?
- Где частные деньги чувствуют себя комфортнее – в средней школе, специальном образовании, вузах, бизнес-образовании?
- Мотивации государства и частных лиц: в чём разница и где есть точки соприкосновения?
- Высшее образование в России традиционно государственное. В каких формах эффективнее всего сотрудничество вузов и филантропов?
- Почему в России не работает эндаумент?
- Что мешает притоку частных денег в систему образования?
Говорили про мощнейший рывок в 1930-1937 г., когда запустили всеобуч и призвали огромную армию иностранных специалистов с большими гонорарами. Им обильно платили, чтобы они обучили своих и отправили назад.
Говорили про крупнейшие российские endowment (Сколтех, МГИМО, Европейский университет, школа Летово и др.), но они пока сильно не дотягивают до "гарвардов" и "телявивских". Пока не так много выпускников, не сформирована ещё культура пожертвований, да и больше жертвуют на церковь пока у нас, чем на образование. Эндаумент у школы "Летово" лежит в "Сбере" под 3-4%, а ссудный процент по нему покрывает лишь треть расходов школы.
Про планирование на примере "Летово". Готовили долго, но в итоге переписали программу - практика и действие расставили всё на места. Команда хочет стать одной из лучших школ в мире. Ни много, ни мало.
Говорили про то, что это никакие не инвестиции, а вложения и миссия, так как даже близко не окупается.
Skyeng рассказывал, наоборот, про прибыльность в образовании, про большой охват, про гибкость и эффективность малых проектов, про конкуренцию с развлекухами и Netflix.
Пётр Авен рассказывал про "лучшую" Российскую экономическую школу (РЭШ), его поддержку, поддержку своей московской школы, про транзит лучших кадров на Запад. Также говорили, что не надо бояться, что лучшие уедут, нужно создавать условия, чтобы они оставались.
Рубен Варданян говорил об условиях сохранения "мозгов" в стране в виде уровня жизни, безопасности, комфорта, социалки и др. Пока скупают финансами и комфортом. А иностранцы, наоборот, не особо едут, так как, "куда детей в школу отдавать".
Говорили про необходимость и частных, и государственных школ. Говорили, что в государственных деньги вообще не должны значить и можно давать высокий уровень. В частных школах деньги могут решать. В Англии есть частные школы, которые просто не потянет большинство жителей, а есть государственные школы, куда и за большие деньги тяжело попасть без сильной успеваемости. В школе "Летово" сначала сдают экзамены, а потом определяют могут платить или нет - многие учатся на грантах.
Англия и Австралия сделали образование крупным бизнесом, потоковым. В Австралии учится Юго-Восточная Азия и там образование является третьей экспортной позицией после добычи полезных ископаемых и сельского хозяйства.
У многих проблемы с поиском учителей высокого уровня. Говорили, что нужно изменить отношение к профессии - повысить статус, чтобы учитель ценился в обществе. В Финляндии учитель - престижная профессия для лучших выпускников. В России пока, наоборот, негативный отбор, особенно для мужиков.
Говорили про корпоративные университеты, про создания корпоративных кафедр в ВУЗах. Про "кванториумы" и "сириусы".
Екатерина Рыбакова, президент "Рыбаков-фонда", отметила важность impact-инвестиций, где важно измерять не финансовую отдачу от вложений, а социальную. Их с мужем семейный фонд ведёт большую деятельность по образованию, в том числе помогает школам создавать свои эндаументы.
Певец образования Асмолов упомянул про вариативность образования, про разные форматы и модели, про невозможность тиражировать уникальные творческие методики и особенно учителей и организаторов.