Найти в Дзене
Москва. Детали

Страшно красивая Москва: заброшенные объекты, секретные заводы и подземные тоннели (с адресами!)

Когда нарядные, пышно декорированные здания центра, начинают надоедать, хочется чего-то более брутального. Для тех, кто любит индустриальную красоту — эта подборка из грубой заводской архитектуры, вида ночного тоннеля московского метро, дикого самостроя, закрытых к посещению техногенных объектов и многого другого в этой суровой эстетике. Наслаждайтесь.

Подписывайтесь на «Москва. Детали» в социальных сетях: фейсбук, инстаграм и телеграм.

Дом культуры локомотиворемонтного завода в районе Перово. Строгие формы, два симметричных куба, 1928 год постройки — канонический пример советского архитектурного авангарда. Это одно из наиболее удаленных от центра города зданий в конструктивистком стиле, стоит в глухом месте у железнодорожных путей, после пожара десятилетней давности не используется. Внутри — зал на тысячу зрителей, в нем показывали спектакли, также в ДК была библиотека, устраивали дискотеки и работали детские кружки. Сейчас — так, ампутированный нашим невниманием русский архитектурный авангард.
Дом культуры локомотиворемонтного завода в районе Перово. Строгие формы, два симметричных куба, 1928 год постройки — канонический пример советского архитектурного авангарда. Это одно из наиболее удаленных от центра города зданий в конструктивистком стиле, стоит в глухом месте у железнодорожных путей, после пожара десятилетней давности не используется. Внутри — зал на тысячу зрителей, в нем показывали спектакли, также в ДК была библиотека, устраивали дискотеки и работали детские кружки. Сейчас — так, ампутированный нашим невниманием русский архитектурный авангард.

Адрес: Плющева, 18А.

Невероятно красивый своей техногенной эстетикой фасад одного из самых монументальных и технологичных зданий центра Москвы. Оно расположено в сотне метров от Красной Площади, является хорошо охраняемым режимным объектом, поэтому сам этот фасад, кроме служащих здесь людей, мало кто видел. Но эти трубы на крыше видели уж точно все, поэтому легко догадаться, что это — Государственная электрическая станция № 1 им. П.Г. Смидовича — старейшая действующая электростанция России.
Невероятно красивый своей техногенной эстетикой фасад одного из самых монументальных и технологичных зданий центра Москвы. Оно расположено в сотне метров от Красной Площади, является хорошо охраняемым режимным объектом, поэтому сам этот фасад, кроме служащих здесь людей, мало кто видел. Но эти трубы на крыше видели уж точно все, поэтому легко догадаться, что это — Государственная электрическая станция № 1 им. П.Г. Смидовича — старейшая действующая электростанция России.

Адрес: Раушская набережная, 10.

Это прекрасно и это Кузьминки — один из корпусов Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина. Информации мало: здание предположительно построено в 1931 году и являлось водонапорной башней академии, еще в нем какое-то время располагалось общежитие для студентов, а сейчас — кафедра биофизики.
Это прекрасно и это Кузьминки — один из корпусов Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина. Информации мало: здание предположительно построено в 1931 году и являлось водонапорной башней академии, еще в нем какое-то время располагалось общежитие для студентов, а сейчас — кафедра биофизики.

Адрес: Чугунные ворота, 34/5 (за оранжевой новостройкой)

Еще один брутальный и скрытый от глаз горожан прекрасный объект — это одно из зданий Московского электромашиностроительного завода Памяти революции 1905 года. До революции здесь находились ремонтно-механические мастерские Московско-Брестской железной дороги, а сейчас компания изготавливающая электродвигатели и генераторы. Часть завода сдают в аренду, поэтому при желании совсем несложно побывать в этом московском Манчестере.
Еще один брутальный и скрытый от глаз горожан прекрасный объект — это одно из зданий Московского электромашиностроительного завода Памяти революции 1905 года. До революции здесь находились ремонтно-механические мастерские Московско-Брестской железной дороги, а сейчас компания изготавливающая электродвигатели и генераторы. Часть завода сдают в аренду, поэтому при желании совсем несложно побывать в этом московском Манчестере.

Адрес: Пресненский вал, 27.

В октябре 2017 года в Старокирочном переулке (рядом с площадью, где стоял рухнувший в 2006 году Бауманский рынок) появилось это — новая веселенькая покраска дома 1910 года. Жильцы сами решили перекрасить здание в такой цвет, вместо не устраивающего их бледно-желтого цвета и других предложений не самого, надо сказать, арт-подкованного, креативно-художественного объединения ГБУ «Жилищник».
В октябре 2017 года в Старокирочном переулке (рядом с площадью, где стоял рухнувший в 2006 году Бауманский рынок) появилось это — новая веселенькая покраска дома 1910 года. Жильцы сами решили перекрасить здание в такой цвет, вместо не устраивающего их бледно-желтого цвета и других предложений не самого, надо сказать, арт-подкованного, креативно-художественного объединения ГБУ «Жилищник».

Адрес: Старокирочный, переулок, 14.

Милый дворик дворе дома на Чесменской улице — гнёздышко будущих архитекторов-бруталистов. Говорят, в песочнице здесь вместо привычного песка — алюминиевая стружка. Шутят, наверное.
Милый дворик дворе дома на Чесменской улице — гнёздышко будущих архитекторов-бруталистов. Говорят, в песочнице здесь вместо привычного песка — алюминиевая стружка. Шутят, наверное.

Адрес: Чесменская, 7/1.

Могучая красотка, стоит прямо во дворе жилого дома у платформы станции «Москва-товарная» Павелецкого направления. Понятно, что давно не используется, внутри — винтовая лестница и то, что осталось от оборудования — очень мало, в общем, что осталось. Вход в башню сейчас заварили, во избежание пожаров и образа жизни, который вёл порой контингент этого района, состоящего на 80% из промзон. Внимание на форму железной решетки на башне.
Могучая красотка, стоит прямо во дворе жилого дома у платформы станции «Москва-товарная» Павелецкого направления. Понятно, что давно не используется, внутри — винтовая лестница и то, что осталось от оборудования — очень мало, в общем, что осталось. Вход в башню сейчас заварили, во избежание пожаров и образа жизни, который вёл порой контингент этого района, состоящего на 80% из промзон. Внимание на форму железной решетки на башне.
Эта красивая подземная развилка находится в тоннеле после станции метро «Марьина Роща» в сторону станции «Бутырская». Снято, разумеется, глубокой ночью. Жаль, никто этого не видит, кроме машинистов и рабочих метрополитена.
Эта красивая подземная развилка находится в тоннеле после станции метро «Марьина Роща» в сторону станции «Бутырская». Снято, разумеется, глубокой ночью. Жаль, никто этого не видит, кроме машинистов и рабочих метрополитена.

Адрес: ну, вот там, как и написано сверху.

Жанр голубятен в Москве давно угасает, но в районе Нагатинского затона, на Судостроительной улице, находится царица всех вообще голубятен города. Она же — величественный монумент трудноистребимому архитектурному жанру «московский самострой».
Жанр голубятен в Москве давно угасает, но в районе Нагатинского затона, на Судостроительной улице, находится царица всех вообще голубятен города. Она же — величественный монумент трудноистребимому архитектурному жанру «московский самострой».

Адрес: Судостроительная (где-то во дворах)

Баня-купальня Рогожско-Симоновского района: первый в СССР бассейн в стиле конструктивизма, построен в 1928-м году. Изначально выглядел сверху как гигантский самолёт, но при строительстве ТТК лишился одного из крыльев. Бассейн, кстати, внутри функционирует до сих пор.
Баня-купальня Рогожско-Симоновского района: первый в СССР бассейн в стиле конструктивизма, построен в 1928-м году. Изначально выглядел сверху как гигантский самолёт, но при строительстве ТТК лишился одного из крыльев. Бассейн, кстати, внутри функционирует до сих пор.

Адрес: Автозаводская улица, 21 (прямо на ТТК).

 Окрестности станции метро «Текстильщики» представляют: некогда — здание музея Автомобильного Завода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК), затем — заброшенное здание АЗЛК. Построен в 1972 году и все свои лучшие годы хранил в себе интересные экземпляры, сходившие с конвейера родного предприятия. Но АЗЛК закончился, и музей закончился.  Здание сдавали в аренду под автосалон, затем оно снова стояло никому ненужным, последнее время там работает Музей восстания машин. Органично.
Окрестности станции метро «Текстильщики» представляют: некогда — здание музея Автомобильного Завода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК), затем — заброшенное здание АЗЛК. Построен в 1972 году и все свои лучшие годы хранил в себе интересные экземпляры, сходившие с конвейера родного предприятия. Но АЗЛК закончился, и музей закончился. Здание сдавали в аренду под автосалон, затем оно снова стояло никому ненужным, последнее время там работает Музей восстания машин. Органично.

Адрес: Волгоградский проспект, 42/ 2.

Понятно, что услышав «Памятник с героями басен Крылова», все разу подумают на тот, что стоит у богатых Патриарших прудов, но вот его скульптурный антоним — младший и неотесанный братец. Стоит в тихом месте, прямо под мощным бетонным забором Введенского кладбища.
Понятно, что услышав «Памятник с героями басен Крылова», все разу подумают на тот, что стоит у богатых Патриарших прудов, но вот его скульптурный антоним — младший и неотесанный братец. Стоит в тихом месте, прямо под мощным бетонным забором Введенского кладбища.

Адрес: Госпитальный вал, 4.

Одно из зданий красиво заброшенного авторемонтного завода «Аремкуз» в 1-м Кожевническом переулке. Последнее время на его территории располагается автобусный вокзал, с которого можно уехать в разные города России. А на фото — видимо, офис Министерства культуры.
Одно из зданий красиво заброшенного авторемонтного завода «Аремкуз» в 1-м Кожевническом переулке. Последнее время на его территории располагается автобусный вокзал, с которого можно уехать в разные города России. А на фото — видимо, офис Министерства культуры.

Адрес: Кожевническая улица, дом 20.

В конце 30-х годов на нынешней границе Лосиноостровского парка построили комплекс зданий Сокольнической подстанции МОГЕСА. Сейчас всё это официально называется Электрическая подстанция № 45 «Сокольники» .  А это здание, явно претерпевшее с тех пор изменения в своём облике, всё равно сегодня очень сильно смотрится среди окружающих его деревьев.
В конце 30-х годов на нынешней границе Лосиноостровского парка построили комплекс зданий Сокольнической подстанции МОГЕСА. Сейчас всё это официально называется Электрическая подстанция № 45 «Сокольники» . А это здание, явно претерпевшее с тех пор изменения в своём облике, всё равно сегодня очень сильно смотрится среди окружающих его деревьев.

Адрес: 1-й Белокаменный проезд, дом 2.

Старинная водонапорная башня, которая примыкает к конторскому зданию железнодорожной станции с милым названием «Бойня». Прекрасен и фон — эти гигантские градирни. Про само конторское здание пишут, что оно 1985 года постройки, но башня явно много и много старше. А станцию эту возвели еще в 1893 году и её основное предназначение легко считывается из её названия и расположенных вокруг улиц с названиями типа Скотопрогонная, а также Микояновского мясокомбината.
Старинная водонапорная башня, которая примыкает к конторскому зданию железнодорожной станции с милым названием «Бойня». Прекрасен и фон — эти гигантские градирни. Про само конторское здание пишут, что оно 1985 года постройки, но башня явно много и много старше. А станцию эту возвели еще в 1893 году и её основное предназначение легко считывается из её названия и расположенных вокруг улиц с названиями типа Скотопрогонная, а также Микояновского мясокомбината.

Адрес: примерно здесь.

Красивая была традиция в Советском Союзе делать мозаичные масштабные панно на стенах домов на самые разные темы. Это, что на стене «Московского завода тепловой автоматики», между районами Измайлово и Черкизово, на тему конкретную — про любовь. Брутальная любовная связь Автоматики и Тепла.
Красивая была традиция в Советском Союзе делать мозаичные масштабные панно на стенах домов на самые разные темы. Это, что на стене «Московского завода тепловой автоматики», между районами Измайлово и Черкизово, на тему конкретную — про любовь. Брутальная любовная связь Автоматики и Тепла.

Адрес: Мироновская, 33/26.

Канализационная башня — остатки мануфактуры, которая была построена в конце 19 века и принадлежала «Товариществу Семеновской ткацкобелильной фабрики». Фабрика осталась и сейчас, но уже скорее как юрлицо, сдавая свои территории в аренду. А башня до сих пор цела, могуча и красиво зарастает кустарниками.
Канализационная башня — остатки мануфактуры, которая была построена в конце 19 века и принадлежала «Товариществу Семеновской ткацкобелильной фабрики». Фабрика осталась и сейчас, но уже скорее как юрлицо, сдавая свои территории в аренду. А башня до сих пор цела, могуча и красиво зарастает кустарниками.

Адрес: Ткацкая, 5/9.

Южнопортовый район Москвы не особо славен достопримечательностями, но зато здесь есть выдающаяся старомосковская ценность — крепкий, проверенный десятилетиями, союз старой водозаборной колонки и могучего дерева; возможно, это вообще единственный такой дуэт во всём мире. Это фото было сделано 3,5 года назад, хочется надеяться, что у этой парочки все по-прежнему хорошо и тесно.
Южнопортовый район Москвы не особо славен достопримечательностями, но зато здесь есть выдающаяся старомосковская ценность — крепкий, проверенный десятилетиями, союз старой водозаборной колонки и могучего дерева; возможно, это вообще единственный такой дуэт во всём мире. Это фото было сделано 3,5 года назад, хочется надеяться, что у этой парочки все по-прежнему хорошо и тесно.

Адрес: примерно здесь.

Такой красоте можно простить и качество снимка, на котором она изображена. Эти громадные металлические монстры являются, как говорят, своеобразными выхлопными трубами и глушителями для испытаний двигателей самолётов. Строения являются частью НПО «Салют», а находится это на улице с милым названием — Золотая.
Такой красоте можно простить и качество снимка, на котором она изображена. Эти громадные металлические монстры являются, как говорят, своеобразными выхлопными трубами и глушителями для испытаний двигателей самолётов. Строения являются частью НПО «Салют», а находится это на улице с милым названием — Золотая.

Адрес: Золотая улица, причем вся — это самый мощный отрезок Москвы (эти турбины, километры старых гаражей, тротуар есть не везде), пройти который от начала до конца хотя бы раз должен каждый, кто любит и понимает брутальную эстетику Москвы.

Спасибо, что дочитали до конца; ставьте лайки материалу — это виртуальные поленья в печь желания автора выпускать следующие материалы в Яндекс Дзене «Москва. Детали».