Найти тему
Военный музей

Наш "Буран" в Германии

В настоящее время отечественный "Буран" - один из ключевых экспонатов Технического музея в немецком городке Шпайер. На самом деле, это не настоящий космический челнок, а летающий (вернее, летавший в своё время) прототип "Бурана" ОК-ГЛИ № 002 ("Орбитальный корабль для горизонтальных лётных испытаний") с бортовым номером СССР-3501002. Он был построен в 1984 г. в рамках программы "Энергия - Буран" под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского.

1. Существуют несколько обозначений этого объекта - ОК-ГЛИ, БТС-002 (Большой транспортный самолёт второй) и "Изделие 0.02"
1. Существуют несколько обозначений этого объекта - ОК-ГЛИ, БТС-002 (Большой транспортный самолёт второй) и "Изделие 0.02"
2. Важно, что этот экспонат - полноразмерный аналог космического корабля  "Буран", предназначенный для наземных и т.н. "атмосферных" испытаний, в  том числе для отработки схем захода на посадку и саму посадку
2. Важно, что этот экспонат - полноразмерный аналог космического корабля "Буран", предназначенный для наземных и т.н. "атмосферных" испытаний, в том числе для отработки схем захода на посадку и саму посадку
3. Сувениры с "Бураном" идут "на ура"
3. Сувениры с "Бураном" идут "на ура"

В 1985-1988 гг. прототип "Бурана" (далее для простоты я буду его называть "Бураном") совершил 24 полёта, чаще всего им управляли лётчики Игорь Волк и Римантас Станкявичюс

4. Кабина пилотов подсвечивается изнутри каким-то совсем диким сине-фиолетовым цветом
4. Кабина пилотов подсвечивается изнутри каким-то совсем диким сине-фиолетовым цветом

Кабина рассчитана на двоих лётчиков и оборудована катапультируемыми креслами К-36Л.

5. Хорошо различимы люки с возможностью аварийного сброса при катапультировании
5. Хорошо различимы люки с возможностью аварийного сброса при катапультировании
6. Из-за такого освещения фотоаппарат сходит с ума и отказывается адекватно воспринимать реальность
6. Из-за такого освещения фотоаппарат сходит с ума и отказывается адекватно воспринимать реальность
7. На этом "Буране" установлены четыре турбореактивных авиадвигателя АЛ-31 ОКБ им. Люльки
7. На этом "Буране" установлены четыре турбореактивных авиадвигателя АЛ-31 ОКБ им. Люльки

Двигатели семейства АЛ-31 штатно использовались на самолётах Су-27.

8.
8.
9. Авиационные двигатели и муляжи "штатных" ракетных
9. Авиационные двигатели и муляжи "штатных" ракетных
10.
10.
11. Вид сзади
11. Вид сзади
12.
12.

Путь "Бурана" в этот музей был непростым. НПО "Молния" всячески пыталось избавиться от "непрофильного актива" и несколько раз пыталось продать или хотя бы сдать в лизинг "Буран" нашим зарубежеым "партнёрам". В результате "Буран" побывал в Сиднее, Бахрейне и, после ряда судебных процессов, остановился в Шпайере. Судя по всему, немецкие музейщики оказались первыми, кто не попытался "кинуть" НПО "Молния". С 2008 г. "Буран" является главным экспонатом космического отдела Технического музея в Шпайере.

13.
13.
14. Левая основная стойка шасси
14. Левая основная стойка шасси
15. По специальной лестнице можно подняться наверх и заглянуть в грузовую кабину "Бурана"
15. По специальной лестнице можно подняться наверх и заглянуть в грузовую кабину "Бурана"
16. Подозреваю, что большой зелёный цилиндр - это бак с керосином для авиадвигателей
16. Подозреваю, что большой зелёный цилиндр - это бак с керосином для авиадвигателей
17. Похоже на стойку системы управления
17. Похоже на стойку системы управления
18.
18.
19. Назначение этих шаров мне не очень понятно. Что там находится под давлением? Кислород? Антифриз? :)
19. Назначение этих шаров мне не очень понятно. Что там находится под давлением? Кислород? Антифриз? :)
20. Интересно, эти кабельные соединения и для условий комоса подойдут?
20. Интересно, эти кабельные соединения и для условий комоса подойдут?
21. Оригинальные "гребешки" на спине "Бурана"
21. Оригинальные "гребешки" на спине "Бурана"
22. Муляжи теплоизоляции (на самом деле это пенопласт)
22. Муляжи теплоизоляции (на самом деле это пенопласт)
23. Правая створка люка грузовой кабины
23. Правая створка люка грузовой кабины
24.
24.
25. На заднем плане различимы другие экспонаты космического отдела
25. На заднем плане различимы другие экспонаты космического отдела
26. В хвостовой (двигательный) отсек ведёт специальная лесенка
26. В хвостовой (двигательный) отсек ведёт специальная лесенка
27. Очень много кабелей
27. Очень много кабелей
28.
28.
29. Элероны так же покрыты "теплоизоляционной керамической плиткой" (на самом деле, как мы знаем, пенопластом):
29. Элероны так же покрыты "теплоизоляционной керамической плиткой" (на самом деле, как мы знаем, пенопластом):
30.
30.
31.
31.
32.
32.
33. Символика, запрещённая в ряде несколько странных стран, абсолютно не смущает немцев
33. Символика, запрещённая в ряде несколько странных стран, абсолютно не смущает немцев
34.
34.
35.
35.
36. Ностальгическое фото - наш "Буран" на МАКС-97 в Жуковском, 1997 г. Источник фото: wikimedia.org
36. Ностальгическое фото - наш "Буран" на МАКС-97 в Жуковском, 1997 г. Источник фото: wikimedia.org
37. "Буран" едет в музей в Шпайере. Источник фото: wikimedia.org
37. "Буран" едет в музей в Шпайере. Источник фото: wikimedia.org

Очень жаль, что настоящий "Буран", летавший в космос в автоматическом режиме ("Изделие 1.01"), был преступно брошен в монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома "Байконур", долгие годы ветшал и разграблялся и был окончательно уничтожен при обрушении крыши в 2002 году.

Получается, что немцы сохраняют нашу историю лучше, чем мы сами?

Дополнительную информацию по нашему объекту (ОК-ГЛИ № 002) можно найти, среди прочего, здесь:

Спасибо за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось и Вы не хотите пропустить новые рассказы о военных музеях.

Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен

Я всегда рад новым друзьям и читателям! Добавляйтесь, читайте и комментируйте меня также в [LiveJournal] - [Instagram] - [Facebook] - [ВК] - [twitter]