Найти тему
Escapist

"Эликсиры Сатаны". Содержание, вторая часть

Медард приходит в себя в больнице в Италии. Там он встречает Белькампо, который называет себя воплощенной глупостью монаха, идущей за ним, пока тот не натворил опасных дел. Медард обнаруживает на сутане, надетой на него, свое имя. От Белькампо Медард также узнает, что они попали в сумасшедший дом. Оказывается, что Белькампо следовал за Медардом и видел, что художник исчез со своими картинами. В лесу он увидел обнаженного мужчину в беспамятстве и убегающего от него мужчину в изящном костюме. В болезном Пьетро признает Медарда, тот ходит за ним, но ни на что не реагирует. Белькампо надевает на Медарда его сутану, лежащую рядом – видимо, двойник поменялся с ним костюмом. Они дошли до сумасшедшего дома, там Медард и очнулся. Медард выздоравливает, добирается до монастыря недалеко от Рима. Там приор накладывает на мятущегося монаха жестокую епитимью, но тот добровольно бичует себя, пытаясь аскезой отогнать призраки прошлых грехов. У Медарда ничего не выходит, но он доводит себя до совершеннейшего исступления. Монахи это замечают, и приор снимает епитимью. Он дает Медарду пергамент, который оставил ему таинственный художник. Автор дополнил заметками о родстве героев этот важный пергамент, который приводит как часть записок Медарда. Согласно пергаменту, сам художник – призрак, древний покровитель рода, своим грехопадением положивший начало богохульному роду. Его звали Франческо, будучи старшим сыном в герцогском роду, он отказался от наследия и стал подмастерьем у великого художника Леонардо. Искусство его становилось все лучше, он помогал мастеру расписывать церковные приделы, но сам впал в грех. Со своими друзьями он алкал запретных удовольствий и предавался пороку. У него кончились деньги, а наследовавший престол младший брат не спешил высылать Франческо его пенсию. Дабы заработать денег, Франческо вызвался написать для монастыря портрет святой Розалии. Он заболел, выписывая портрет, и однажды один из друзей в виде фальшивого лекаря принес ему эликсиры Сатаны. Франческо выпил греховного вина, и в нем открылся порочный талант. Он попытался расписать мученицу Розалию в виде античной Венеры, но странная сила не давала ему это сделать. Наконец у него получилось выписать лицо Венеры, и он, подобно Пигмалиону, возжелал свое творение. Женщина, похожая на Венеру, пришла к художнику, от их разгульной связи родился сын, но женщина умерла при родах и в посмертии стала жуткой старухой, от чего всем показалось, что ее красота была дьявольским наваждением. Это и разгульный образ жизни пары, не скрепившей брак, вызвало гнев у жителей. Художник в беспамятстве бросился прочь и, преследуемый инквизицией, укрылся в пещере. Он хотел размозжить ребенку голову, но тот жалобно плакал, Франческо выжал ему сок из апельсина и оставил его в пещере. Убегая, Франческо услышал, как святая Розалия заступается за него, но громогласный голос сказал, что он будет проклят и продолжит жить, пока не умрет последний из проклятого рода. Ребенка нашел  герцог Филиппе во время охоты. Он назвал мальчика Франческо и воспитал как своего сына. Тем временем художнику назначили послушание в виде паломничества в монастырь святой Липы, который нужно было расписать. Художник исполнил свое послушание. У герцога в романе с графиней родились дети – Пьетро Франческо и Анджола. Но эти дети были от Франческо, который овладел ею и опутал ее своими сетями. Так Франческо отплатил неблагодарностью своему спасителю. Франческо наследовал Зенобьо, которого художник ранее заверил в своем посвящении религии и отрешению  от мирского. Художник упросил своего брата Зенобьо похлопотать о Франческо. До этого момента Франческо завершил свои прелюбодеянья и в законном браке у него родился сын Паоло Франческо. Пьетро спал с невестой Паоло Франческо Викторией, тот, в свою очередь, совратил Анджолу, свою сестру, невольно отомстив таким образом Пьетро Франческо. У Виктории родилась Джачинта, конечно, не от Паоло Франческо. Анджола разрешилась от бремени сыном Францем (тоже Франческо), вышла замуж за герцога, в браке у них родились дети Иоганн и Александр – принцы. У Пьетро в браке родилась дочь Аврелия. Франц совершил злодеянье над Аврелией, тайно ее обольстив, затем сразу после рождения ребенка украл ребенка, нечаянно при этом убив мать Аврелии. Он хотел убить девочку, но вместо этого подменил ее с мертвым ребенком нянечки баронессы С. Дочь Франца была воспитана, как Евфимия. Франц подбил своего брата - принца Иоганна, ехать к Джачинте, с которой как раз обвенчался старший брат Иоганна Александр. Дальнейшая история была изложена медиком – Франц убил Иоганна, совратил Джачинту, ребенок Джачинты воспитывался, как граф Викторин. Франц раскаялся в содеянном, в законном браке стал отцом Медарда, и умер сразу по его рождении. Аббатиса взяла Медарда, так как он был ей напоминанием о любимом ей Франце. В браке у Аврелии родилось двое детей – Гермоген и Аврелия. Художник приходил к маленькому Медарду (Франциску) в виде Пилигрима, видел воочию, как к нему являлся младенец Иисус и верил, что Медард посвятит себя служению Богу и проклятие рода прервется.

После жестокого покаяния Медард идет в Ватикан к папе. Папа обвиняет Медарда во грехе, но Медард верит в истинность своего покаяния и рассказывает свою историю. Папа ведет с ним беседу и в конце говорит, что не прочь назначить Медарда, как причастного к таинствам небесной борьбы, своим духовником. Медард удивляется и уходит. По дороге обратно он видит балаганчик, в котором шутовствует новый буффон Белькампо, которому советовали обратиться к этому жанру искусства. Медард смеется над шутовством, к нему подходит аббат, который произносит смутную угрозу относительно того, что Медард становится новым папским фаворитом. Белькампо рассказывает, что нынешний папский духовник готовит заговор против Медарда и советует ему бежать. Однако Медард не успевает бежать, в полночь отец-настоятель приезжает к нему в крытой карете и зовет его «туда, где он нужен». Доминиканцы собираются казнить Кирилла за ложный донос на Медарда. Медард ободряет Кирилла, и старика несправедливо и жестоко казнят. Доминиканец предлагает вина Медарду, тот вспоминает запах вина, которым его пыталась отравить Евфимия и выливает вино в рукав сутаны. Медарда увозят в пустой карете и выбрасывают посреди улицы ночью. Медард жив, но его руку разъел неведомый страшный яд, опрокинутый им в рукав. Врач спасает руку Медарда. В ходе лечения Медарду мерещатся видения собственной смерти, своего двойника, очищения собственной крови. Медард видит Христа и явление Аврелии, которая говорит об искупительном слове. Медард очнулся, он кается перед алтарем святой Розалии, наступает его очищение от скверны. Медард отправляется обратно в свой монастырь, выполнив послушание. Ему встречается престарелый Райнхольд, уже ослепший, и крестьянин, который рассказывает ему о безумном монахе, упавшем в пропасть. Видя настоящего Медарда, крестьянин сбегает, будучи уверенным в том, что видит призрака. Медард прибывает к Леонарду. Приор все узнал о смерти Кирилла, он рассказывает, что заговор был спланирован кардиналом, который нашел союзника в лице папского духовника. Причиной заговора являлись доходы кардинала, урезанные притязаниями монастыря капуцинов. Кирилл пал жертвой заговора и был оболган перед папой, которого благочестивый старец пытался обратить к духовному пути от мирских помыслов. Приор знал все о путешествиях Медарда, и он же рассказывает ему о двойнике. С тех пор, как Медард якобы столкнул Викторина, прошло несколько лет, но Викторин не погиб тогда. Он был покалечен, впал в безумие, после чего вознамерился выдать себя за истинного Медарда, для чего оделся в его тонзуру и блуждал по лесу, в каком состоянии и попал к лесничему. Однако приор оправдывает Медарда, не зная некоторых фактов, в частности, Леонарду неизвестно, каким образом Викторин попал в замок Ф. (замок, где погибли Евфимия и Гермоген). Самого Медарда в убийстве Леонард обвинять не хочет. Так же Леонард не знает, кто был переодетым полякм-шляхтичем на свадьбе с Аврелией. Так или иначе, Медард понимает, что двойник – не плод его воображения, это настоящий безумец Викторин, решивший вытеснить из жизни Медарда настоящего. Медард рассказывает всю историю приору, тот говорит об Аврелии, которая жива и должна будет принять постриг и стать христовой невестой. Медард, терзаемый греховными помыслами, прибывает на постриг. Аббатиса и приор убеждены, что Медард может не совладать с собой, они следят за ним. Медард в своих мыслях хулит аббатису, гнев распаляет его и он почти готов совершить преступление. Сатана искушает Медарда броситься на Аврелию, Медард почти готов покориться, но он видит Аврелию в сиянии ее кротости, и наваждение спадает. Безумный полуголый Викторин вбегает в монастырь и ножом убивает Аврелию. Аврелия стала мученицей, уподобившись святой Розалии, сам Медард прощен, и предмет его вожделения более не сможет увлечь его на греховный путь. Аврелия говорит Медарду перед смертью о том, что воля предназначения была в том, чтобы не дать им достичь земного счастья ради небесного пути. Викторин бесследно исчезает. Художник говорит Медарду, что их путь страданий скоро кончится. Аббатиса и приор простили Медарда, он выполнил свое предназначение и избавился от сатанинских пут. В мыслях о прекрасном образе Аврелии Медард пишет свои записки, как ему велит приор, где подробно описывает свои злоключения. По дополнению смотрителя книгохранилища, перед смертью Медарда слышится голос его двойника, затем призрак художника растворяется в темноте. На следующий день Медард умирает. На его похоронах присутствует нищий, который затем приходит в монастырь как послушник Петер Шенфельд. Несомненно, это Белькампо, который проводил своего подопечного в последний путь. Роман заканчивается надеждой на то, что благочестивый муж Медард все ж предстанет перед престолом Бога.

Дополнительные нарративы, такие, как например история об ирландце Эвсоне или рассказ медика о взаимоотношениях дворянства и бюргерства опущены, так как они добавлены с целью дополнить эстетическое  пространство романа (возможно, также украсить его дополнительными чертами пародии), и на основной сюжет не влияют.