Компания AIKO Denki Sangyo была основана в 1951 году и поначалу занималась производством микрофонов. В 1959 году она сменила название на общеизвестное AIWA. Компания производила много различной аудиоаппаратуры, но ключевым ее товаром всегда были разного рода «кассетники».
Шестидесятые
Ключевое событие произошло в феврале 1964 года, когда Aiwa представила первый японский кассетный магнитофон TP-707.
Кассетные магнитофоны, плееры и деки стали основным продуктом компании и оставались таковыми до конца 1970-х годов. В 1968 году Aiwa сделала первую японскую магнитолу TPR-101.
И первую японскую кассетную деку – TP-1009. В ее схеме использовались 10 транзисторов и 5 диодов. Частотный диапазон при воспроизведении составлял 31,5 Гц - 15 кГц, а при записи 50 Гц - 8 кГц.
В 1969 году Sony Corporation приобрела контрольный пакет акций Aiwa и она стала дочерней компанией Sony. Aiwa, тем не менее, продолжала работать в значительной степени независимо.
Семидесятые
Aiwa быстро перешла к производству за рубежом, открыв в конце 1970 года предприятие в Гонконге и в конце 1974 года производство в Сингапуре.
С 1976 по 1978 год фирма открыла дочерние компании в Великобритании, Германии и США. К концу десятилетия продажи в Европе и Северной Америке составляли 65% всего экспорта компании.
В конце 1970-х, на фоне роста популярности нового сегмента, Aiwa заметно расширила линейку музыкальных центров и мини-систем. Они обеспечивали высокое качество звука, имели различные сложные функции и цифровые дисплеи внутри компактного корпуса, включавшего тюнер, кассетную деку, виниловый проигрыватель, усилитель и колонки.
Компания также не забывала о высоком сегменте и выпускала дорогостоящие усилители, тюнеры, кассетные деки и другие полноразмерные аудиокомпоненты.
Восьмидесятые
В начале 1980-х Aiwa успешно вторглась в нишу портативного стерео, выпустив первый в мире портативный рекордер TP-S30, в котором были реализованы функции записи и воспроизведения стереозвука.
Благодаря расширению сбыта в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки, Aiwa переместила часть производства, открыв завод в Южном Уэльсе в сентябре 1980 года.
В 1981 году Aiwa приходит осваивать видеорынок, начав производство видеомагнитофонов. К сожалению из-за родства с Sony компания приняла стандарт Betamax, который немногим позже проиграл формату VHS.
Трудности Aiwa усугублялись интенсивной внутренней конкуренцией и чрезвычайно сильной йеной, что привело к удорожанию продукции, произведенной в Японии, на экспортных рынках.
К концу 1986 года Aiwa впервые за восемь лет оказалась в минусе, балансируя на грани банкротства. И история Betamax повторяется вновь: новаторское внедрение цифровых аудиокассет (DAT) в марте 1987 года не оправдывает ожиданий – технология так и не завоевала популярность.
Зато в 1987 году Aiwa выпускает двухкассетного монстра AD-WX909, деку, которую многие считают лучшей двухкассетной декой в мире. Дека оснащалась транспортом с двумя тонвалами, сквозным каналом и тремя раздельными головками. На борту у нее Dolby B и C, HX Pro плюс независимые цифровые счетчики ленты для каждой деки.
Чтобы вывести компанию из кризиса в 1985 году Sony назначает нового вице-президента Хадзимэ Юноки, ставшего в 1989 году президентом Aiwa. Он заметно реструктуризировал компанию, сократил персонал почти в 3 раза к 1988 году и перенес часть производств за пределы Японии, обезопасив компанию от влияния дорогой йены.
Девяностые
Благодаря этому Aiwa увеличила объемы зарубежного производства до 50%. К началу 1990-х годов, после открытия новой производственной базы в Малайзии, это соотношение достигло 80%, что является самым высоким показателем в японской аудио и видео индустрии.
Aiwa вновь стала прибыльной во многом благодаря переходу на более дешевое производство с низкой зарплатой за рубежом. Вскоре на эту модель перешли все остальные конкуренты.
В 1990-х компания начинает завоевывать рынок с помощью гибридных телевизоров, совмещенных с видеомагнитофоном. Aiwa быстро захватила рынок большим ассортиментом. Компания, по словам журналиста Tokyo Business Today, успешно сконцентрировалась на совершенствовании существующих технологий и перевод их в более доступный ценовой диапазон.
В то время как многие конкуренты в начале и середине 1990-х годов боролись с последствиями затяжного экономического кризиса в Японии, Aiwa оставалась прибыльной до конца десятилетия, переместив 90% производственных мощностей за пределы Японии. К концу 1990-х годов в компании работало больше малазийцев, чем японцев. Доходность акционерного капитала с 1994 года по 1998 год доходила до 20%.
К концу века самой успешной продукцией компании были музыкальные центры. В 1990-х годах эти системы обычно имели усилитель, тюнер, проигрыватель компакт-дисков и двухкассетную деку. Aiwa была явным лидером мирового рынка в этой категории с долей 30%, а в Соединенных Штатах Aiwa захватила около половины рынка к концу 1990-х годов.
Представленный в 1992 году формат минидисков MD достиг критической массы в Японии только в 1995 году, после чего Aiwa энергично освоила нишу, представив линейку портативных MD-плееров и добавив MD-приводы в музыкальные центры и портативные кассетные деки.
В конце 1990-х компания начала производить различную бытовую технику перестав концентрироваться на сегменте аудио. В 2000 году из-за проблем с поставкой полупроводников и усилении конкуренции с другими производителями, на конец года образуется убыток в 16 млрд. йен.
В 2002 году Aiwa Ltd. ликвидируется путём объединения с Sony Corporation, а в 2005 году происходит прекращение разработок новой продукции под этим брендом.
В мае 2008 года марка Aiwa перестает существовать.
В 2015 году бренд Aiwa продан американской компании Hale Devices, которая продавала китайские аудиогаджеты под этим брендом.
Но в 2017 году бренд был выкуплен японцами и теперь принадлежит профильной японской корпорации Towada Audio, производящей оборудование для радио, телевизионного вещания и связи. И это, как мне кажется, может означать, что у истории будет счастливый конец.
Еще почитать про бренды:
Невероятный SAE
Прошу вас отдать мне самое ценное – ваш лайк. И особенно прошу ̶п̶р̶о̶д̶а̶т̶ь̶ ̶м̶н̶е̶ ̶д̶у̶ш̶у̶ подписываться на канал и делиться публикациями в соцсетях. Так вы прослывете интересным и загадочным человеком, а я заработаю все деньги мира и завалю вас новыми рассказами о старом барахле, которое нас всех без конца манит.