«Жигули» седьмой модели - второй автомобиль Артура Южанинова, который он усовершенствовал и подготовил к зимним дрифт-соревнованиям: в частности, довёл мощность двигателя до 110 лошадиных сил, переоборудовал под газ, улучшил подвеску и прочие узлы и агрегаты. В лабораторных условиях инжинирингового центра Башкирского государственного аграрного университета умелец с нуля сделал систему охлаждения, систему питания (бензин-газ), отвод выхлопных газов. В ноябре занял третье место в конкурсе «Лучший сервис Уфы» в номинации «Установщик газобаллонного оборудования».
Его знакомство с миром машин произошло в папином гараже, куда он стал постоянно наведываться вместе со своим родителем - Леонидом Александровичем - лет с десяти. Там стоял уазик, на котором Артур и получил первый опыт вождения. Потом он поступил в Уфимский автотранспортный колледж и переехал из родного Красновишерска, находящегося в Пермском крае, в Иглино. После окончания учёбного заведения во время службы в армии исколесил много дорог вместе с командиром части на таком же, как в детстве, «УАЗе». Дальше – больше: работал на разных машинах, а заодно и изучал их устройства, в том числе на «Ниссан Альмере» и «Камри», «Шевроле-Ниве», «Ленд Крузере».
На первом своём чемпионате республики по зимнему дрифту в 2017 году Артур стал седьмым, а с учётом новаций рассчитывает добиться больших успехов.
Правда, сейчас он критически вспоминает те состязания, буквально по пальцам перечисляет, за счёт каких ошибок не смог добиться лучшего результата (дрифт - это вид автоспорта, где техника прохождения поворотов характеризуется использованием управляемого заноса на максимально возможных для удержания на трассе скорости и угла к траектории – авт.).
Во многом помогают опыт, полученный в кольцевых гонках и дрэг-рессинге (гонки по прямой на дистанции 402 метра), и советы старших товарищей - таких, как Николай Емельянов. Он один из первых в Уфе стал участвовать в прямых гонках (в 2008 году), сделав ставку на мощный мотор.
По мнению Артура Южанинова, крутящий момента двигателя намного больше даёт, нежели увеличение количества лошадиных сил.
- Лошадиные силы «продают» машину, а крутящий момент побеждает в гонке, - утверждает Артур. - С большим крутящим моментом дизельные двигатели могут огромный прицеп тащить, тогда как бензиновые с превосходящим числом «лошадок» и телегу едва сдвинут. К тому же зимой без разницы, сколько в автомобиле лошадиных сил - 250 или 80, все буксуют одинаково.
Вместе с несколькими комплектами шин (три летних и четыре зимних, в том числе для соревнований, тренировок, повседневных поездок) вложения в отечественный автомобиль превысили 250 тысяч рублей. Раньше Артур участвовал в кольцевых гонках, но после грянувшего в 2014 году экономического кризиса и скачка цен почти в два раза понял, что установить более мощный мотор не удастся. Правда, до этого, как мог, компенсировал слабость двигателя за счёт улучшения ходовой части и тормозной системы. Однако при мощном моторе и слабой подвеске при ускорении машина всё же начинает прыгать.
Артур по-прежнему проживает в Иглино, а работает в мастерской по установке и ремонту газового оборудования на автомобили в Дёмском районе Уфы. Когда я приехал к нему на работу, он завис над капотом ремонтируемого автомобиля и что-то тщательно обдумывал.
- Тяжёлый случай, - резюмировал Артур. - Исправлять чужие ошибки всегда сложно. Видимо, в гараже у какого-то грамотея переоборудовали автомобиль под газ. Вот всякие неисправности и вылезают.
Молодой человек уже несколько лет параллельно основной работе трудится в конструкторском бюро инжинирингового центра БГАУ под руководством заведующего кафедрой автомобилей и машинно-тракторных комплексов механического факультета Константина Костарева и профессора Андрея Неговора и занимается испытанием двигателей.
- Только вторая версия усовершенствованного двигателя получилась удачной, - рассказывает Артур про свою работу в университетской лаборатории и улыбается. - Первая не выдержала испытаний, слишком быстро её собрал. Выполняя любую техническую работу, растёшь как мастер.
Теперь ему предстоит обобщить свои исследования и оформить в виде дипломного проекта.
Владимир ШАКИЕВ
№ 01 от 17 января 2019 года