Найти тему

Сто десять лошадей против крутящего момента

«Жигули» седьмой модели - второй автомобиль Артура Южанинова, который он усовершенствовал и подготовил к зимним дрифт-соревнованиям: в частности, довёл мощность двигателя до 110 лошадиных сил, переоборудовал под газ, улучшил подвеску и прочие узлы и агрегаты. В лабораторных условиях инжинирингового центра Башкирского государственного аграрного университета умелец с нуля сделал систему охлаждения, систему питания (бензин-газ), отвод выхлопных газов. В ноябре занял третье место в конкурсе «Лучший сервис Уфы» в номинации «Установщик газобаллонного оборудования».

Артур Южанинов. Фото Булата Гайнетдинова.
Артур Южанинов. Фото Булата Гайнетдинова.

Его знакомство с миром машин произошло в папином гараже, куда он стал постоянно наведываться вместе со своим родителем - Леонидом Александровичем - лет с десяти. Там стоял уазик, на котором Артур и получил первый опыт вождения. Потом он поступил в Уфимский автотранспортный колледж и переехал из родного Красновишерска, находящегося в Пермском крае, в Иглино. После окончания учёбного заведения во время службы в армии исколесил много дорог вместе с командиром части на таком же, как в детстве, «УАЗе». Дальше – больше: работал на разных машинах, а заодно и изучал их устройства, в том числе на «Ниссан Альмере» и «Камри», «Шевроле-Ниве», «Ленд Крузере».

На первом своём чемпионате республики по зимнему дрифту в 2017 году Артур стал седьмым, а с учётом новаций рассчитывает добиться больших успехов.

Зимний дрифт в Уфе. Фото из открытых источников.
Зимний дрифт в Уфе. Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Правда, сейчас он критически вспоминает те состязания, буквально по пальцам перечисляет, за счёт каких ошибок не смог добиться лучшего результата (дрифт - это вид автоспорта, где техника прохождения поворотов характеризуется использованием управляемого заноса на максимально возможных для удержания на трассе скорости и угла к траектории – авт.).

Уфимский дрифт-дебют. Фото из открытых источников.
Уфимский дрифт-дебют. Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Во многом помогают опыт, полученный в кольцевых гонках и дрэг-рессинге (гонки по прямой на дистанции 402 метра), и советы старших товарищей - таких, как Николай Емельянов. Он один из первых в Уфе стал участвовать в прямых гонках (в 2008 году), сделав ставку на мощный мотор.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

По мнению Артура Южанинова, крутящий момента двигателя намного больше даёт, нежели увеличение количества лошадиных сил.

- Лошадиные силы «продают» машину, а крутящий момент побеждает в гонке, - утверждает Артур. - С большим крутящим моментом дизельные двигатели могут огромный прицеп тащить, тогда как бензиновые с превосходящим числом «лошадок» и телегу едва сдвинут. К тому же зимой без разницы, сколько в автомобиле лошадиных сил - 250 или 80, все буксуют одинаково.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вместе с несколькими комплектами шин (три летних и четыре зимних, в том числе для соревнований, тренировок, повседневных поездок) вложения в отечественный автомобиль превысили 250 тысяч рублей. Раньше Артур участвовал в кольцевых гонках, но после грянувшего в 2014 году экономического кризиса и скачка цен почти в два раза понял, что установить более мощный мотор не удастся. Правда, до этого, как мог, компенсировал слабость двигателя за счёт улучшения ходовой части и тормозной системы. Однако при мощном моторе и слабой подвеске при ускорении машина всё же начинает прыгать.

Фото Булата Гайнетдинова
Фото Булата Гайнетдинова

Артур по-прежнему проживает в Иглино, а работает в мастерской по установке и ремонту газового оборудования на автомобили в Дёмском районе Уфы. Когда я приехал к нему на работу, он завис над капотом ремонтируемого автомобиля и что-то тщательно обдумывал.

- Тяжёлый случай, - резюмировал Артур. - Исправлять чужие ошибки всегда сложно. Видимо, в гараже у какого-то грамотея переоборудовали автомобиль под газ. Вот всякие неисправности и вылезают.

Молодой человек уже несколько лет параллельно основной работе трудится в конструкторском бюро инжинирингового центра БГАУ под руководством заведующего кафедрой автомобилей и машинно-тракторных комплексов механического факультета Константина Костарева и профессора Андрея Неговора и занимается испытанием двигателей.

- Только вторая версия усовершенствованного двигателя получилась удачной, - рассказывает Артур про свою работу в университетской лаборатории и улыбается. - Первая не выдержала испытаний, слишком быстро её собрал. Выполняя любую техническую работу, растёшь как мастер.

Теперь ему предстоит обобщить свои исследования и оформить в виде дипломного проекта.

Владимир ШАКИЕВ

№ 01 от 17 января 2019 года