Найти тему

Себестоимость. (пример из практики + теория)

Я занимаюсь построением управленческого учёта для предпринимателей уже 15 лет. На страницах Дзен я рассказываю о своей практике, описываю примеры, рассказываю об основах построения управленческого учёта. В этой статье мы поговорим о себестоимости. В качестве примера возьмём одного из моих клиентов, который занимается производством и продажей солёного и копчёного сала. Я решил взять именно этот пример, потому что он простой и показательный.

Вопрос о том сколько прибыли приносит лидирует среди всех задаваемых предпринимателями. Но, на самом деле более интересен вопрос о том, какова себестоимость реализуемого товара или услуги. Если Вы думаете, что продавая товар в магазине, Вам не нужно знать себестоимость, то вы сильно ошибаетесь. Даже в тех случаях, когда Ваша продукция требует минимальных затрат нужно контролировать себестоимость и не только на начальных этапах, а всегда, пока ваш бизнес существует. Если вы позволяете себе халатно относиться к этому вопросу, то Ваш бизнес Вас жестоко накажет за это. Естественно рублём.

В моей практике, в большинстве случаев контроль за себестоимостью приводил к ощутимому росту прибыли и значимо ускорял развитие бизнеса.

Рассчитать и контролировать себестоимость без использования электронных таблиц очень тяжело, поэтому я планирую посвятить этому вопросу ряд публикаций в которых расскажу не только о том как рассчитывается себестоимость, но и о том, как создать такую таблицу в Microsoft Excel 2010 (я работаю именно с этой версией Excel)

И так, вначале немного теории и подготовительных действий.....

Себестоимость - это вся совокупность прямых затрат необходимая для того, чтобы изготовить или продать 1 единицу товара. На этот раз в качестве примера возьмём продажу солёного и копчёного свиного сала. В данном случае сало продаётся килограммами. То есть 1 единица продукции у нас - это килограмм.

Понятное дело, что за один раз засаливается не один килограмм сала. Одна партия, в данном случае - это 50 килограмм, из которых 25 продаётся сразу после засолки, а 25 коптится. Потом товар частично передаётся на собственную торговую точку, часть продаётся оптовым покупателям. Сало засаливается и коптиться каждые 3 дня. За неделю оборачивается порядка 100 килограмм.

На закупки ездит сам собственник (иногда на LADA Largus , а иногда на Toyota Land Cruiser Prado). У него есть договорённости с фермерскими хозяйствами, а кроме того он ещё закупается на рынке (где расположена его торговая точка). Покупает залежалое свежее сало и грудинку. Кстати, в его ассортименте есть чистое сало и грудинка (мне привычнее называть его как сало с мясом - он всегда возмущается, что я не правильно его называю, когда я покупаю у него).

Сало засаливается в пластиковых бочках. Одна бочка 50 литров. Коптится сало в специальной печке (коптит собственник сам). Печка топится дровами и туда кладутся веточки плодовых деревьев, рябины и ещё какие-то (я в этом не разбираюсь). Материал для копчения запасается по большей части поздней весной и ранним летом (собственник запасает это всё сам со своими детьми). Когда сало коптиться для особых клиентов, он применяет какие то специальные составы щепочек и сало после основного копчения упаковывается в фольгу. Как говорит мой клиент, это придаёт особую элитность такому товару. Этот товар отправляется на торговую точку, а там его забирают постоянные покупатели, которые его же и заказывали.

Всё производство, не считая печки для копчения, это 2 гаража на его участке. Из персонала, который участвует в его производства всего один человек плюс жена и дети. Всего в производстве задействовано 5 человек. Так как работы в деревне не много (заказчик живёт в небольшой деревни, в 120 км от мегаполиса), он не переживает по поводу расширения, так как односельчане с удовольствием будут у него работать даже за небольшие деньги. Собственно он и планирует расширяться, начать продавать не только сало, но и окорок и курятину. Для этого понадобится привлекать деньги, что его и сподвигло на расчёт себестоимости и увеличения уровня контроля над деньгами и себестоимостью.

Всё это я рассказываю для того, чтобы было понятно какая информация необходима для расчёта себестоимости.

Продолжение следует......

Спасибо, что дочитали мою статью, буду признателен если Вы расскажете о своём бизнесе и будете задавать вопросы для создания новых интересных статей. Благодарю и за лайк !