Как я уже говорил, в преддверии выхода Metro: Exodus я решил перепройти две обалденные игры по миру "Метро" Дмитрия Глуховского (иноагент). О Metro 2033 и о том, что я в ней увидел и за что полюбил, я уже писал.
Настала очередь Metro: Last Light (в России "Метро: Луч надежды") — продолжения приключений Артёма в постапокалиптическом московском метро и истории мутантов-телепатов "чёрных".
Metro: Last Light (2013) — шутер от первого лица с элементами survival-horror (совсем чуть-чуть) и стэлс-экшена.
Луч надежды
В Metro: Last Light сюжет стартует независимо от того, какую концовку вы выбрали в прошлой части. С тех событий прошёл год, и в жизнь Артёма в "Спарте" вновь врывается Хан. Он рассказывает о детёныше "чёрных", замеченном на поверхности, в Ботаническом саду.
Артёма и снайпера Аню отправляют на задание: захватить "чёрного" или уничтожить. Но во время операции мутант отчаянно сопротивляется и вырубает главного героя. Из-за этого Артём остаётся беспомощным при нападении Рейха и попадает в плен к фашистам.
Теперь ему предстоит бежать из плена (не один раз), разыскать "чёрного" и предупредить рейнджеров о грядущей беде. На своём пути Артём найдёт и новых друзей, и новых врагов, узнает о настоящей дружбе и настоящем предательстве, встретит первую любовь.
Концовок в игре несколько, и они зависят именно от действий Артёма на протяжении всей игры, причём как мелких, так и значительных — пожалеть или покарать предателя, убить безоружного или оглушить, подслушать или пройти мимо и проч.
Вообще, что касается сюжетной части и характеров, игра получилась намного лучше оригинала, как будто усилила его. Все персонажи на пути Артёма не сливаются в череду лиц, каждый — личность, один только Павел Морозов чего стоит. Ну и отличная озвучка в русской версии только усиливает эффект.
Больше боевика, меньше хоррора
С точки зрения геймплея, на мой вкус, разработчики довели всё лучшее, что было в первой части, до абсолюта (на момент выхода игры, конечно же).
Например, возможность выбора режима игры ("Спартанец" или "Рейнджер") с упором на те или иные игровые механики.
Стоит отметить, что авторы наконец-то сделали стрельбу сбалансированной, потому я с удовольствием проходил Last Light как боевик. Вооруженные враги интересные, прячутся, стреляют метко, выкуривают Артёма из укрытий. Да и разнообразие оружия пошло боевой части на пользу.
Режим "Рейнджер" же, наоборот, предполагает, что врага проще обойти, чтобы сэкономить патроны, а если и атаковать, то незаметно подкравшись, но никак не в лоб. Патроны и так необходимые снаружи фильтры для противогаза будут встречаться реже, а к некоторым стычкам придётся готовиться заранее.
Ах, а сколько в игре приятных мелочей! Чего стоит только протирание маски противогаза от грязи, крови или чего-то ещё, что могло на неё попасть во время приключений Артёма.
Что касается хорроровой части, то да, стоит признать, что сиквел пугает меньше, чем оригинал. Но это не значит, что он совсем не страшный! (До сих пор помню локацию с пауками, брр!)
Идейное наполнение
Что касается смысловой нагрузки, которая явно отражала взгляды Глуховского и передавала атмосферу первой книги в Metro 2033, то я бы сказал, что "Луч надежды", на мой вкус, оставаясь всё так же политизированным (насколько это возможно в видеоигре), стал более личным, приватным.
Здесь мы видим, например, не войну идеологий, а скорее влияние идеологии на личность, её трансформацию. И так во всём. Парадоксально, но это не противоречит подходу первой части, а скорее подчёркивает его, углубляет и дополняет, показывает то же самое, но с другой стороны.
В этом смысле, а также с точки зрения геймплейных улучшений, Metro: Last Light можно назвать образцовым сиквелом, в котором создатели исправили ошибки, починили то, что не работало, и бережно перенесли удачные находки и ту самую атмосферу серии "Метро".
Кому стоит играть в Metro: Last Light?
- Конечно же, поклонникам книжной серии Глуховского.
- Игрокам, которым зашла первая часть.
- Диггерам и сталкерам всех мастей и группировок.
- Фанатам постапокалипсиса.
- Тем, кто ищет неглупый, приятный шутер.
9,5 фильтров для противогаза из 10 за сохранение уникальной атмосферы первой части, отличные перестрелки и бережное следование духу вселенной "Метро".