Некоторые из советских танков периода Великой Отечественной, считаются лучшими машинами своего времени. В какой-то мери заслуженно, а в некоторых словах порой сомневаешься, сравнивая к например, Т-34 с той же «Пантерой», или «Шерманом». Но среди легенд того времени есть и очень интересные случаи, когда боевая машина не имела башни. Что это? Попытка экономии и ускорения производства, или спешка в разработке?
Почему у некоторых танков не было башен?
Давайте для начала разберёмся, какие танки не имели тех самых башен, и можно ли такие машины назвать танками вообще?
Без башен были почти все машины с первыми буквами «СУ». СУ-76, СУ-85, СУ-100, СУ-122, СУ-152. Среди похожих встречаются ИСУ-122, ИСУ-152 и некоторые экспериментальные машины. Что означают буквы «СУ»? И почему в названии не было буквы «Т»?
На самом деле, всё просто… Индекс СУ означает два слова – Самоходная Установка. Это термин частично объясняет отсутствие башенной установки на боевых машинах.
Какое назначение у машин СУ?
Самоходные Установки выполняли роль самоходных артиллерийских систем, крупнокалиберных орудий переднего края и истребителей танков. Как правило, на довольно лёгкое шасси танков Т-60, Т-70 и Т-34. Таковыми являлись машины поддержки СУ-76 на шасси лёгких танков Т-60 и Т-70, а корпус Т-34 вооружали самыми разными калибрами, начиная короткоствольной 122 мм пушкой для участия в арт-подготовках и поддержки пехоты, и заканчивая мощнейшей 100 мм пушкой, способной пробить не то что «Тигр» в лоб, а более защищённую спереди «Пантеру».
Более тяжелые калибры ставились на шасси танков КВ и ИС. В основном, это были СУ и ИСУ-152, но порой бывали 122 мм длинноствольные орудия, установленные в боевое отделение.
Задачи каждой машины определялись мощью вооружения. Таким образом, СУ-76 помогла средним танкам огнём со второй линии, а ИСУ-152 громили долговременные укрепления. Но порой бывало и такое, что лёгкая СУ-76 наравне с коллегами помощнее брала участие в массированных обстрелах, а ИСУ-152 куда чаще стреляла по танкам, чем по долговременным точкам. Благо калибр фугасного снаряда разрывал машины не только времён ВОВ, но и послевоенные. Даже современные танки мало что могут противопоставить 46 кг. фугасному боеприпасу.
Почему же башни не ставили?
Всё идёт с 1940 года, когда проходили испытания танка КВ-2. Его вооружение было немыслимым – 152 мм гаубица в огромной башне. Но несмотря на столь грозную конструкцию, машина испытывала проблемы с большим весом, и ненадёжность механизмов поворота при отдаче. Чего уж там… КВ-2 мог перевернуться набок, при неудачном стечении обстоятельств и выстреле на борт.
Опыт КВ-2 показал, что для надёжной защиты, башня должна весить почти как корпус, что приводило к чудовищным перегрузкам ходовой части, а её броня, не смогла бы защитить даже от массовых противотанковых средств.
Вторая причина – частые поломки приводов горизонтального наведения. Чтобы хоть как-то избегать этой неприятности, боезапас КВ-2 включал в себя гильзы пониженного могущества, а углы наведения были ограничены 20-25 градусами правее и левее от продольной оси корпуса.
Наведение в условиях отсутствия башни осуществляло при помощи спонсона – шаровой установки, через которую устанавливали пушку.
Что касается сравнительно лёгких машин – СУ-76, СУ-85 и СУ-100, то эти установки производились из-за простоты и меньшей стоимости, чем сам танк. К тому же, перед Т-34/85, с пушкой того же калибра, были только тяжёлые ИС-1, коих сделали не много и СУ-85, спроектированные, чуть ли не за пару месяцев и обладающих большим потенциалом. Так что самоходные установки не редко носили пушки такого калибра, до которых танкам было ещё далеко.