Найти тему
История моды с Марьяной С.

Белила галантного века

В эпоху Возрождения женщины начали пользоваться свинцовыми белилами, и, увы, пару веков спустя, ситуация мало изменилась.

В эпоху Просвещения белила, к сожалению, всё ещё были губительны для здоровья. Это не было секретом, и, тем не менее, их продолжали использовать. Да, были и менее вредные средства на основе висмута, мела или крахмала, но они не так хорошо маскировали недостатки.

Анна Михайловна Строганова, Пьетро Антонио Ротари, 1756-62 г., из коллекции Эрмитажа
Анна Михайловна Строганова, Пьетро Антонио Ротари, 1756-62 г., из коллекции Эрмитажа

Мария Ганнинг, графиня Ковентри, ирландская красавица, блиставшая в Лондоне середине XVIII века, несмотря на увещевания мужа, злоупотребляла белилами. И в результате скончалась от отравления свинцом, когда ей было всего двадцать семь лет.

Мария Ганнинг, приписывается Аллану Рэмзи, из коллекции Мейдстоунской художественной галереи
Мария Ганнинг, приписывается Аллану Рэмзи, из коллекции Мейдстоунской художественной галереи

От этого же, тоже совсем молодой, умерла и известная актриса Китти Фишер. Бывали такие случаи и в России – во всяком случае, современники считали, что проблема именно в белилах. В 1769 в журнале "Всякая всячина писали" о некоей девушке, что "ей чахотка приключилась от белил, ибо зубы почернели, глаза стали болеть и кожа сморщилась".

Китти Фишер, Натаниэль Хоун, 1763-64
Китти Фишер, Натаниэль Хоун, 1763-64

Понимая, что краски для лица в любом случае не улучшают кожу, фармацевты составляли руководства по уходу. В них советовали перед сном стирать белила и румяна с лица, а утром, перед их нанесением, использовать специальные притирания и лосьоны. Если же оказывалось, что белила нанесли слишком толстым слоем, то использовали специальный нож, чтобы соскрести излишки – как художник соскребает с холста лишнюю краску.

Однако белила не были обязательными, особенно если женщине повезло иметь светлую кожу без заметных дефектов.

У нас есть уникальная возможность сравнить то, как выглядела дама без белил и дама набелившаяся: это портреты родственниц русской дворянки Елизаветы Яньковой. Она описывает их так: «Анна Ивановна была смугла лицом и только румянилась, потому что без этого нельзя было обойтись в то время, но не белилась".

Анна Ивановна Янькова, Давид Людерс, 1757 г., из коллекции Государственной Третьяковской галереи
Анна Ивановна Янькова, Давид Людерс, 1757 г., из коллекции Государственной Третьяковской галереи

"...А Марья Ивановна была лицом бела и, однако, румянилась и белилась».

Марья Ивановнв Мамонова, Давид Людерс, 1758 г., из коллекции Государственной Третьяковской галереи
Марья Ивановнв Мамонова, Давид Людерс, 1758 г., из коллекции Государственной Третьяковской галереи

И разница в цвете лица очевидна!

-6

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!