Найти тему
Военный музей

Автомобили Великой Отечественной войны - часть 2

Это вторая (и заключительная) часть рассказа об этой весьма качественной частной коллекции автомобилей периода Великой Отечественной войны. Первую часть обзора можно посмотреть здесь.

Интересно, что буквально вчера, 27 января, сразу после возложения цветов на Пискаревском кладбище, этот музей посетил Владимир Путин. В музее специально к 75-летию полного освобождения Ленинграда от блокады (или к визиту Путина?) соорудили макет улицы осажденного города. В общем, хозяину музея Анатолию Бернштейну действительно выпала редкая возможность пообщаться с президентом страны.

Продолжаем обход экспонатов. После немецкой техники за колючей проволокой идут образцы, поставлявшиеся нам по Ленд-лизу из США.

Почему-то до сих пор у нас распространено мнение о том, что за всю эту технику нам приходилось дорого расплачиваться золотом (и т.п. ужасы про жадных "акул капитализма"). На самом деле, согласно американскому закону о Ленд-лизе и по соответствующим соглашениям с его основными получателями (Великобританией и СССР), к оплате с большой рассрочкой подлежала лишь техника, оставленная у себя после окончания войны - причём с учётом амортизации. За технику, уничтоженную в ходе боевых действий или возвращённую обратно США, платить было не надо.

Тем не менее, СССР всё же оплачивал часть военных поставок золотом и валютой, а так же встречными поставками различных товаров и природных ресурсов. Но чаще всего в этом случае оплачивались военные поставки из Англии (например, знаменитые "Матильды", успевшие как раз к Битве за Москву), или дополнительные ограниченные поставки техники, ресурсов и приборов из США, не относящиеся к Ленд-лизу. Сумма этих поставок несопоставима с тем, что было поставлено американцами практически бесплатно по Ленд-лизу.

 1. Амфибийное транспортное средство GMC DUKW 353, 1942 г. Удивительно, но после войны мой дед, боевой офицер, разжился таким агрегатом и лет 15 после окончания войны пользовал его в качестве зарегистрированного катера
1. Амфибийное транспортное средство GMC DUKW 353, 1942 г. Удивительно, но после войны мой дед, боевой офицер, разжился таким агрегатом и лет 15 после окончания войны пользовал его в качестве зарегистрированного катера
2.
2.
3. В американском Бостоне на этой технике сейчас катают туристов. 
Источник фото: wikimedia.org, автор фото: Arnold Reinhold
3. В американском Бостоне на этой технике сейчас катают туристов. Источник фото: wikimedia.org, автор фото: Arnold Reinhold

Посмотрим на мототехнику, собранную в этом музее.

4. Harley-Davidson WLA 42, 1943 г. Мечта поэта! 
Особенно впечатляет кобура для ППШ (?)
4. Harley-Davidson WLA 42, 1943 г. Мечта поэта! Особенно впечатляет кобура для ППШ (?)
5.
5.
6. Общий вид мотоколлекции
6. Общий вид мотоколлекции
7. БМВ. Трофей же? Почему не за колючкой?  )
7. БМВ. Трофей же? Почему не за колючкой? )
8. Всё под охраной!
8. Всё под охраной!

Дальше идут разные "джипы".

9. Ford GPW, 1943 г.
9. Ford GPW, 1943 г.
10. Bantam BRC 40, 1941 г.
10. Bantam BRC 40, 1941 г.
11.
11.
12. А вот и знаменитый Виллис (Willys MA, 1941 г.)
12. А вот и знаменитый Виллис (Willys MA, 1941 г.)
13.
13.
14. Willys MB, 1942 г.
14. Willys MB, 1942 г.
15. Наш родной ГАЗ-67, 1943 г.
15. Наш родной ГАЗ-67, 1943 г.
16. Ford V8 перед палаткой НКВД. Рука кровавого НКВД МВД чувствуется повсюду. Судьба простого солдата-шофёра не так интересна, похоже
16. Ford V8 перед палаткой НКВД. Рука кровавого НКВД МВД чувствуется повсюду. Судьба простого солдата-шофёра не так интересна, похоже

В музее заметно выделяется организация, скрывающаяся под аббревиатурой НКВД. Сразу вспоминаются строки:

А ты не летчик, а я была так рада,
Любить героя из летного отряда,
Но по осанке не видно кто с Лубянки Анке,
А я во сне с тобой летала, дура.
А ты не летчик. (с) Анка

С другой стороны, предпочтения хозяина музея - это его предпочтения, имеет полное право. Мы тоже будем помнить и чтить, например, наших пограничников (войска НКВД), принявших первый бой и погибших в первые часы войны.

Но будем так же помнить, например, и (не)людей, нашедших за пару лет до этого в своей стране 139 тысяч "польских шпионов" и расстрелявших из них 111 тысяч (чуть позже мы узнали, конечно, что общее число польских агентов составляло в то время около 2,5 тыс. человек во всём мире).

Но вернёмся к музейной коллекции.

17. ГАЗ 4 на переднем плане
17. ГАЗ 4 на переднем плане
18. Общий вид правой стороны зала
18. Общий вид правой стороны зала
19. Милиция. Симпатичная :)
19. Милиция. Симпатичная :)
20. ГАЗ 4 поближе
20. ГАЗ 4 поближе
21.
21.
22. Общий вид левой стороны зала
22. Общий вид левой стороны зала
23.
23.
24. Помним военных шофёров! Помним дороги войны!
24. Помним военных шофёров! Помним дороги войны!
25. Катюша! На импортном шасси
25. Катюша! На импортном шасси
26. Ветераны? МВД? Мои родные ветераны, встретившие войну в 20-летнем возрасте, уже давно все умерли.
26. Ветераны? МВД? Мои родные ветераны, встретившие войну в 20-летнем возрасте, уже давно все умерли.

В завершение рассказа об этом музее стоит добавить, что экспозиция открыта для свободного посещения в дни празднования памятных дат Великой Отечественной войны (как в эти дни, например).

В остальное время проводятся экскурсии для организованных групп по предварительной записи по электронной почте: info@lenrezerv.ru

Спасибо за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось.

Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен

Я всегда рад новым друзьям и читателям! Добавляйтесь, читайте и комментируйте меня также в LiveJournal - Instagram - Facebook - ВК - twitter