Найти тему
Сергей Насибян

Вопрос успеха не в успехе, а в способности изменяться

Важнейшим элементом успешной личности современного общества становится способность человека приспосабливаться к условиям современной реальности.

Мы с детства знаем об эволюции и воспринимаем процесс эволюции как развитие. Забыв о том, что он определяет приспосабливаемость индивида к условиям внешней среды. Неандерталец вымер не обязательно потому, что был слабее или глупее нас. Возможно, он был просто принципиальнее.

Эту теорию уже давно обсуждают в научном сообществе и около него. В определённый момент существования человеческой расы, нам могло показаться, что мы являемся венцом творения природы или Бога (кто во что верит). Но что нам дало основание полагать это? Наш интеллект.

Последние 400 лет все внимание человечества было направлено на повышение уровня образованности общества. И стоит согласиться с тем, что эта идея победила. И мы стали мерить уровень развитости стран, в том числе, и по уровню образования.

Современная система обучения мало чем отличается от той, которая была в средневековье. Задача этой системы создавать человека максимально подходящего под образ, который объявлен «правильным». Это однокоренные слова. В отличие от просвещения, задачей которого является совершенно иная идея.

Так как следующей актуальной задачей является подготовка кадров для науки и технологий, то в определённый момент эти две кривые срослись. И с этого момента начались необратимые эффекты. А именно то, что теперь прогресс научный и технологический стал контекстом или средой, в которой нам нужно выживать.

Для этого нам необходимы новые навыки. Навыки когнитивные. Именно поэтому становятся столь популярны тренинги различной направленности. Выбирая направления обучения, мы можем с меньшими перегрузками обучаться тому, что необходимо прямо сейчас.

На первый план выходит неспособность переводить полученные в процессе жизни знания в личный опыт. Причиной тому является эмоциональная блокировка. Это можно сравнить с испугом, когда человек впадает в шок и не в состоянии принимать решения.

Так, главным навыком становится способность подстраиваться под темпы изменений. Скорость отмирания старых профессий превышает скорость получения профессиональных навыков в вузах.

Источник: http://www.globalcio.ru/workshops/2104/
Источник: http://www.globalcio.ru/workshops/2104/
Источник: http://www.globalcio.ru/workshops/2104/
Источник: http://www.globalcio.ru/workshops/2104/

Многие люди сегодня встревожены не столько тем, что будут делать они, сколько тем, что будут делать их дети! Поэтому нам необходимо молниеносно приобретать этот навык, дабы успевать передавать этот геном своим детям. Иначе, будучи неспособными к осознанию и подстройке, им придётся стать тем самым «человеческим ресурсом» для постиндустриального общества. Вот почему так важно развивать свой эмоциональный интеллект.

Приведу отрывок из книги Сергея Переслегина «Опасная бритва оккама»:

«Конечно, во все времена высшее образование решало одну специфическую, только ему доступную и важнейшую задачу. Оно готовило кадры для науки (включая теологию) и искусства, то есть реализовывало одну из атрибутивных функций общества — познание. И сегодня разговор о высшем образовании имеет смысл только в этом контексте.

Современная система образования сложилась в высокое Средневековье и мало изменилась с тех пор, несмотря на смену двух общественно-экономических фаз развития. Она построена на разрыве процессов учёбы и деятельности, ориентирована на предметный подход и монодисциплинарность, во всех своих звеньях устойчиво воспроизводит управленческую пирамиду.

Студенты получат знания в процессе прямой трансляции, причём контролировать этот процесс они не могут. Проверка знаний осуществляется в ходе экзаменационных сессий, и качество этого «измерительного прибора» оставляет желать лучшего. Кроме того, КПД системы образования, рассматриваемой как генератор кадров для системы познания, мало отличается от нуля.

Что должно измениться? Прежде всего, сроки получения высшего образования должны значительно сократиться. Речь должна идти об очень интенсивной, но короткой учёбе. В постиндустриальной (когнитивной) перспективе даже год представляется недопустимо большим сроком.

Короткое образование — это совсем другая логика построения образования: модульность курсов, глубокое погружение, снятие серотонинового барьера и активизация памяти, деятельностный подход к образованию, использование технологии организационно-деятельностных игр для «размонтирования» мышления и стратегических имитационных игр для инсталляции онтологии... и т. д.

Образование на огромных перегрузках могут выдержать, не потеряв ни здоровья, ни креативных способностей, только совсем маленькие дети или, напротив, сформировавшиеся взрослые люди, решившие значительную часть своих жизненных проблем (работа, деньги, семья, дети) и вступившие в этап личностного роста».

-3