Академическая наука очень скупа, когда дело касается протяженности этнических историй славян и тюрок. Первым приписывается процесс самозарождения в 4-5 веках, имевший место где-то в Полабье, вторым – им повезло больше – аналогичное действо, произошедшее чуть ранее на Алтае. За нижними хронологическими границами, признаваемыми «серьёзными» учёными – ничего! Максимум предполагаемого – какие-то смутные предки, не имеющие ни этнической, ни ареальной определённости.
Догадки о том, что славяне и тюрки – не какие-нибудь бастарды, массово зачатые дикими ничейными женщинами от неких субъектов-благотворителей, давно витают в воздухе. Но, к сожалению, идеи древнего происхождения этих народов и их длительного нахождения в границах цивилизации, активно профанируются восторженными дилетантами, и так же активно замалчиваются официальной наукой. Мы, на самом деле не знаем, каковы материальные свидетельства существования тюрок и славян до Р.Х., это говорит о том, что таковые приписаны каким-то другим этносам - согласитесь, попахивает теориями заговора. Либо о том, что Шлёцер и Миллер правы.
Однако есть объективные свидетельства, «пробивающие» барьер договорного умолчания, если таковой существует, и доказывающие, что тюркские и славянские языки благополучно функционируют, как минимум, три тысячи лет, и функционируют они в режиме полноценного контакта друг с другом. Речь идёт о некоторых терминах металлургического производства.
В балкарском языке до сих пор в свободном обороте бытуют слова «халтас» и «жес». Первое – незнакомо русскому уху и обозначает кузнечный молот, второе для людей с развитой интуицией вполне узнаваемо – «жесть», значение же в балкарском – медь. Раздельно ни «халтас», ни «жес», ни «жесть» нам ничего не скажут, но в комплексе они достаточно информативны.
Дело в том, что буквальное значение «халтас» – «ручной камень». Иначе говоря, своё функциональное наполнение слово обрело аж в те времена, когда в использовании человечества находились лишь свинец, олово и медь – другие металлы невозможно обрабатывать «ручным камнем». Пара же «жес»-«жесть» относится к тому периоду, в котором шлаковые включения из сырцовой меди удалялись ковкой. Полученные плоские пластины – «жес» через тюрков проникали к славянам, у которых были переосмыслены и превратились в «жесть» – просто плоские пластины без указания на материал. Автору, как тюрку, хочется думать именно так, но он совершенно не против того, что тонкие медные пластины «жести», производившиеся какими-то славянскими кузнецами, попадали к тюркам и закрепились у них в качестве наименования металла, утеряв в результате редукции конечный мягкий «Т».
Сути это не меняет – самые скромные подсчёты, сделанные с учётом всепоглощающего уважения к представителям академических кругов, шарканий ногами и прочими извинительными экивоками, безусловно относят тюрко-славянский контакт по «жеси»-«жести» (с учётом «халтаса») к началу I тысячелетия до Р.Х.