Найти тему
Отдых.today

КУЛЬТ ДОСУГА. Философия филармонии

У свердловского дома для влюбленных в музыку непростая судьба. Сначала здесь собирался весь свет города, потом развлекал нэпманов Маяковский, и, наконец, тут поселился оркестр.

Мы продолжаем рассказывать, как менялась культурная жизнь Екатеринбурга под влиянием идеологии, политики, экономики и моды. Сегодня мы поговорим о Свердловской государственной академической филармонии. Что такое филармония, почему для нее выделили отдельный тип зданий, как это учреждение появилось у нас в Свердловске, что скрывается за ее кулисами — об этом в нашем новом материале.

Собрания для влюбленных в музыку 

До середины XVIII века музыкальные произведения часто исполняли небольшие коллективы: пять-шесть музыкантов легко могли выступать в придомовых театрах или салонах.

«Концерт флейты Фридриха Великого в Сан-Суси». Адольф Менцель, 1852 год
«Концерт флейты Фридриха Великого в Сан-Суси». Адольф Менцель, 1852 год

В конце XVIII и начале XIX века наступила эпоха симфонической музыки, которую исполняет оркестр. Примерно к 1820–1840 годам утвердился и его состав, с тех пор композитор начал рассчитывать не на пять-шесть, а на 50-60, а то и больше музыкантов.

-3

Чтобы репетировать, а тем более выступать, такому коллективу необходима соответствующая площадка. Кроме того, ему нужно собирать больше слушателей, а организовать концерт оркестру сложнее, чем играть квинтетом или секстетом. Теперь уже не музыканты идут в дома слушателей, а слушатели идут в «дом» к музыкантам. По этим причинам начали строить или подыскивать большие концертные залы.

«В классическом симфоническом оркестре может быть больше ста музыкантов. Если играем Вагнера — у него расширенный состав духовых,если играем Моцарта — состав участников сокращается. Может быть и 140, и 160 музыкантов. В исполнении некоторых произведений участвует хор — еще около 50 человек», — рассказывает Надежда Горбунова, специалист по работе со слушателями Свердловской филармонии.

Так по всему миру, начиная с XIX века, стали строиться концертные залы. Каждая столица или уважающий себя крупный город считали своим долгом построить такой зал, рассчитанный на исполнение только классической музыки. Большими считались помещения не менее, чем на полторы тысячи слушателей. По меркам того времени, зал нашей филармонии был бы мал, но для Екатеринбурга он в свое время стал самым большим.

Концертные залы, которые открывались по всему миру:

Барлин. 1841 год
Барлин. 1841 год
Санкт-Петербург. 1839 год
Санкт-Петербург. 1839 год
Прага. 1885 год
Прага. 1885 год
Нью-Йорк, 1891 год
Нью-Йорк, 1891 год

Поначалу большинство залов были многофункциональными. Филармония — собрание любителей классической музыки — была только частью их аудитории. Однако со временем новый жанр зарекомендовал себя и стал самостоятельным, требуя собственных площадок.

Филармония в СССР

До революции в Российской империи также набирали популярность филармонические собрания. Это были инициативы частных лиц, антрепренеров (продюсеров, которые устраивали концерты), хотя государство в целом поддерживало симфоническую музыку и создавало возможности, чтобы она могла звучать. В СССР никаких частных антреприз быть не могло. Государство решало, кто, где и когда будет играть, однако брало на себя все расходы по организации (впрочем, их размеры определялись плановой экономикой).

В стране начали открываться государственные филармонии:

— в 1921 году филармония в Ленинграде заняла здание дворянского собрания;

— в 1922 году была основана Московская филармония, которая потом заняла здание, строившееся как театр Мейерхольда;

— в 1936 году третья в СССР филармония была организована в Свердловске. Ее разместили в здании Делового клуба, которое полностью перешло филармонии спустя два года.

Концертный зал общественного собрания / Деловой клуб / Филармония

История возникновения этого здания связана с Екатеринбургским общественным собранием — всесословным клубом, где граждане могли обсудить какие-то важные для города вопросы, а также провести время вместе, приобщаясь к культуре и искусству. Это были заводчики, мещане,купцы, участники городской думы или люди, имевшие свои интересы в городе, а также члены их семей.

Для них городская дума выкупила здание по Вознесенскому проспекту (сегодня улица Карла Либкнехта). Вторая улица, по которой стояла усадьба, стала называться Клубной (сегодня Первомайская). В наши дни здесь расположен учебный театр театрального института.

-8

В особняке стали проводить различные культурные мероприятия: сюда приглашали столичных и иногородних артистов, а вскоре и сами члены общественного собрания и их семьи стали заниматься в кружках — музицировать, ставить спектакли и петь. Общественное собрание оказалось очень популярным местом, количество его участников неуклонно увеличивалось. В конце концов, к началу 1910-х годов возникла потребность в новом большом концертном зале.

На проект нового зала для общественного собрания в Екатеринбурге в 1913 году объявили архитектурный конкурс в столичном журнале «Зодчий». Новый концертный зал должен был пристраиваться к существующему зданию общественного собрания, для этого рядом купили небольшой земельный участок. Архитекторам предлагали вписать проект нового зала в узкий участок, по сути, заняв его полностью, втиснув здание в красные линии. Помимо самого большого концертного зала на 700 мест здание должно было включать в себя Малый зал, ресторан, комнаты для отдыха и другие общие помещения.

-9

Проект-победитель выбрали в конце мая 1914 года, приняли решение о строительстве, но буквально через полтора месяца началась Первая мировая война. Реализацию проекта пришлось приостановить, только в 1915 году был заложен первый камень, началось возведение здания. Основную часть работ выполнили достаточно быстро, но в 1917 году случилась революция, а затем на Урал пришла гражданская война.

Деловой клуб

В последующие годы военного коммунизма всем было не до завершения стройки. Однако с эпохой НЭПа новая власть решила достроить и использовать помещение как клуб рабочих и крестьян. Эпоха домов культуры в Свердловске наступила только в начале 1930-х, это же заведение должно был стать деловым клубом в духе новых рыночных отношений, которые предлагала новая экономическая политика.

-10

В результате получилось совершенно необычное здание. Дело в том, что в этот момент в архитектуре безраздельно царил конструктивизм, отказ от декора. Однако будущее здание филармонии достраивали в духе эклектики, правда, сюжеты барельефов на фасаде заменили — здесь появились суровые рабочие, поднимающие мировую революцию. В строительстве здания принимали участие архитекторы Николай Лебединский и Константин Бабыкин, а также Георгий Валенков, архитектор-конструктивист, который делал эскизы к этим самым барельефам.

-11

Никакого зимнего сада на крыше так и не построили. Деловой клуб открылся осенью 1926 года, в нем выступали Сергей Лемешев, Иван Козловский, Леонид Утесов, Владимир Маяковский. Здесь проводили свои первые сезоны Театр юного зрителя и Театр музыкальной комедии, проходили съезды партии. На сцене Делового клуба 9 апреля 1934 года состоялся первый концерт Радиокомитета, из которого два года спустя родился симфонический оркестр Свердловской филармонии.

С началом войны оркестр распустили, но уже в 1942 году он снова начал концертировать. Интересно, что концерты начинались в восемь часов вечера,чтобы на них могли успеть работники промышленных предприятий. На афише того времени можно увидеть телефон кассы — такой же, как сейчас, изменились только первые цифры.

Сегодня мы прогулялись по Свердловской государственной академической филармонии в сопровождении начальника отдела по работе со СМИ Елены Горобинской и специалиста отдела по работе со слушателями Надежды Горбуновой.

Вестибюль

Посетителей встречает широкий вестибюль. Если учесть, что сегодня зал заполняется примерно на 98%, можно сказать, что каждый раз здесь должно одновременно раздеться, а потом одеться 700 человек.

-12

Сдав в гардероб верхнюю одежду, посетители попадают на парадную лестницу, ведущую наверх, в больше фойе и концертный зал.

-13

Большое фойе

Здесь можно подождать начала концерта или отдохнуть в перерыве.

-14

Интерьер большого фойе демонстрирует смешение стилей — между лепными грифонами и цветами на стенах видны росписи в стиле Петрова-Водкина, сделанные в 1926 году. Авторами стали преподаватели и студенты художественного училища имени Шадра, на них даже есть читаемые подписи. На боковых стенах изображены трудовые будни рабочих и крестьян. Над входом — сцены совместного труда, а у окна — совместного отдыха: флаги и транспаранты над многонациональной демонстрацией. Среди пестрых костюмов самых разных народов СССР, кажется, даже есть североамериканский индеец.

-15

Росписи на стенах и потолке фойе — ни к чему не обязывающие цветочные мотивы общественного собрания рядом с идеологическими сюжетными фресками делового клуба.

Другой интересный момент — обилие текстиля: на окнах тяжелые портьеры, вход в зал также оформлен не дверьми, а шторами.

-16

Все это сделано для того, чтобы улучшить акустику помещения. Со временем тихий окраинный уголок, на котором стояла филармония, превратился в один из самых оживленных перекрестков города. Стали возникать проблемы с уличным шумом. Чтобы уменьшить шум, в здании даже заложили оконные проемы Большого зала, оставив фальш-окна — они видны на фасаде второго и третьего этажей.

Портьеры и шторы хорошо «съедают» лишние звуки. Этим же целям служит стеклянная перегородка между парадной лестницей и большим фойе, а вот портьеры между залом и фойе разделяют пространство и тем самым уменьшают шум. Его дополнительным источником служит иногда учебный театр, который имеет общую стену с большим фойе. «Когда они там сильно шумят, мы слышим», — говорит Надежда Горбунова.

Сейчас в Большом зале идет репетиция, о том чтобы помешать ей, даже просто зайти и сфотографировать интерьер, не может быть и речи — музыка превыше всего. Поэтому мы отправляемся в другие помещения филармонии.

Малое фойе 

Это еще одно «общественное» помещение. Здесь можно провести время перед концертами и во время антракта, а еще в фойе постоянно проходят тематические выставки.

-17

Кабинет директора

Интерьер этого кабинета сделан современными дизайнерами по мотивам старых эскизов модернизма. В кабинете есть своеобразная «стена славы» — здесь размещены самые знаковые грамоты и фотографии с почетными гостями. В интерьерах филармонии были запечатлены Мстислав Ростропович, Хиллари Клинтон, Дмитрий Медведев, Дмитрий Хворостовский, Денис Мацуев и другие. Подушки на диване свидетельствуют о том, что филармония не чужда и современного искусства и принимала участие в программе Уральской индустриальной биеннале.

-18

Малый зал

Малый зал проектировался на сто мест, в нем есть небольшая сцена и рояль. Парадное полукруглое окно с балконом, которое мы видим с улицы, — единственное в помещении.

-19

Новый корпус

В 2016 году между филармонией и парком Вайнера построили новый корпус, который затем соединили с основным зданием переходом. Мест для слушателей здесь нет, зато есть «технические» помещения: репетиционный зал и гримерные (здесь они называются «артистические»). В старом здании большим коллективам приходилось ждать своего выхода на сцену, стоя вдоль лестничных маршей.

Так выглядит репетиционный зал в новом корпусе:

-20

В новом здании также находится собственная мастерская филармонии по ремонту роялей и арф. Здесь не только чинят музыкальные инструменты, но и делают для них струны. Основной материал для их создания — тонкие проволоки из разных металлов, канитель. «Нить» определенной толщины навивают на основу (керно), так получаются струны самого разного звучания. Весь шкаф в мастерской занят канителью.

-21

«У фортепиано бывает до восьми октав, в моей мастерской есть основы струн 27 размеров и 40 с лишним размеров канители с шагом в одну сотую миллиметра. Можно сделать любые струны», — рассказывает Виталий Боталов, настройщик инструментов свердловской филармонии.

Виталий Иванович — настройщик инструментов и хозяин мастерской, здесь его называют «рояльный доктор». В филармонии имеется три клавесина,15 роялей и семь пианино. Все они находятся в разных уголках здания и даже в филиалах, но следит за ними именно он.

— Моя любовь к музыке началась, когда в наш детдом привезли фортепиано. Мы были хулиганье, рванье, дело было после войны. Я еще и не учился музыке, но так и влюбился — до того мне показалось красивым его звучание. В детдоме тоже были уроки музыки, но это были духовые инструменты — всякие кларнеты, домры. Была еще гитара, но я хотел учится играть на рояле. Зимой я ходил за три километра в музыкальную школу, послушать, как они там играют, — вспоминает Виталий Боталов. — Уже постарше я стал убегать из детдома и разгружать вагоны — зарабатывал деньги и платил за уроки фортепиано. Учительница об этом узнала и не стала с меня денег брать.

Мне было 16 лет, я начал заниматься очень поздно — поезд уже ушел, и я не смог бы стать профессиональным музыкантом. Когда я это понял, все равно решил связать себя с роялем. Сейчас я настраиваю и ремонтирую инструменты. У нас династия, мой старший сын уже 30 лет работает настройщиком, средний сын тоже настройщик, лауреат профессиональных конкурсов.

Виталий Иванович демонстрирует нам главную, по его мнению, достопримечательность филармонии — рояль 1872 года. Инструмент стоит в одной из репетиционных. Хотя он и пережил полную реставрацию, его берегут и на сцену не пускают.

Большой зал 

Наконец, после всех приключений мы попадаем в большой зал филармонии.

-22

Зал отличается от тех, что мы привыкли видеть в других культурных учреждениях. Например, в концертном зале нет уклона — видеть сцену здесь нет большой необходимости, и посетителей называют слушателями, а не зрителями. Высота сцены — около полутора метров над уровнем пола.

-23

На потолке — огромный плафон для качественной акустики. Роспись на нем изображает советскую символику. В окружении лепных грифонов и цветов на стенах это смотрится действительно экзотично. Весь этот интерьер не случаен — фальш-балконы и полуколонны служат в первую очередь улучшению акустических свойств зала, а уже потом эстетике. Люстры два раза в год опускают на цепях вниз, чтобы помыть и привести в порядок.

-24
-25

После репетиции команда сцены разбирает оборудование. На фото — клавесин и отдельно его расписная крышка. Еще одна особенность зала — здесь нет занавеса, сцена всегда открыта.

— Все необходимые приготовления совершаются до начала концерта, и музыканты выходят при слушателях на полностью выстроенную как им надо сцену. Наша служба сцены — очень серьезные работники. Они способны буквально за несколько минут собрать-разобрать сцену на 100 человек, и это дорогого стоит, — объясняет Надежда Горбунова.

Над сценой в зале висят микрофоны. Они нужны не для того, чтобы усилить звук — акустика здесь идеальная. Аппаратура необходима, чтобы записывать и транслировать концерты. Для этой же цели по сторонам сцены висят камеры. Свердловская филармония — первая в России, которая организовала виртуальный концертный зал и стала вести трансляции через интернет.

«Когда идет онлайн-трансляция, она открыта для всех. Нас смотрят из Северной и Южной Америки, России и других стран, а еще жители Екатеринбурга, которые не смогли попасть на концерт. Эта система существует для того, чтобы воспитывать аудиторию. В области у нас более 35 филармонических собраний: люди приходят в библиотеки или музеи, там установлено качественное оборудование, они могут посмотреть концерт в прямом эфире или в записи и тоже стать нашими слушателями», — говорит Надежда Горбунова.

-26

Сцена хранит в себе еще один секрет — здесь есть люк, который позволяет опускать габаритные инструменты в пространство под сценой и использовать и его.

Один инструмент остается на сцене всегда, его размеры настолько большие, что вряд ли он когда-нибудь сдвинется с места. Речь идет об органе. По сути,это трехэтажная конструкция размером с вместительный коттедж. Часть органа — его «сердце и легкие» — находятся под сценой.

-27

Здесь находится электродвигатель (на фото), который накачивает воздух в главный мех (сейчас большинство инструментов имеют электромотор). Раньше мех накачивали люди — один играет, а двое-трое качают. В Нижнем Тагиле более старый орган — там до сих пор есть рычаг. Рассказывали, что однажды там отрубился двигатель, пришлось поставить к рычагу человека, чтобы продолжить концерт, — пояснил Денис Фомичев, органный мастер Свердловской филармонии. — Обычно, когда рассказывают про орган, называют его основные параметры — количество мануалов (клавиатур) и регистров. Регистр — это набор одинаковых по звучанию труб. У нас три мануала и 57 регистров — в этом органе 4200 труб. Это единственный акустический орган в городе. Его установили в филармонии в 1973 году, на 250-летие Екатеринбурга.

Нам позволяют заглянуть внутрь инструмента вместе с мастером. Комнаты и переходы заполнены трубами и трубочками самых разных размеров. Здесь невольно вспоминаешь сказку про мальчика, который попал внутрь музыкальной шкатулки.

-28

Звучание регистров можно смешивать в разных комбинациях с помощью пульта. Раньше вокруг органиста бегал ассистент, который помогал быстро переключать регистры. Новый органный пульт установили недавно,он управляется компьютерной программой, и теперь можно просто прийти со своей флэшкой, где записана последовательность комбинаций.

-29

Обязательным элементом органного пульта является зеркало, с его помощью органист может поддерживать визуальный контакт с дирижером. «Ну, или чтобы посмотреть в зал — вдруг там все уже ушли», — шутит органный мастер.

В филармонии есть еще и цифровой орган, который путешествует по большим и малым городам Свердловской области. Он был изготовлен в Голландии под заказ. Для его создания были записаны звуки труб нескольких европейских органов. Он полностью повторяет их звучание.

Над сценой

Пространство над сценой скрывает коммуникации. Здесь нет опускающихся и поднимающихся кулис, как в театре, но зато хорошо видна сама конструкция здания.

-30

Железобетонные балки поддерживают перекрытие кровли, а необычные кованные скобы, выходящие из балок, держат конструкции над сценой. Видимо, это плоское перекрытие вселило в строителей Делового клуба идею создания летнего сада на крыше.

-31

Нам показали другой потрясающий чердак, который расположен над концертным залом. Между современными воздуховодами находится клепанная ферма. Это практически Эйфелева башня на чердаке филармонии!

-32

Железобетонная арматура плафона большого концертного зала с обратной стороны крепится к кованым фермам. Все это смешение совершенно разных конструктивных систем показывает нам, что здание строилось в период,когда прогресс в строительной технологии шел семимильными шагами, а объект возводили новаторы, которые не боялись экспериментировать.

Послесловие

Свердловская филармония неоднократно завоевывала титул «Филармония года». Все концерты проходят при полных залах, на некоторые выступления билеты раскупают за несколько месяцев.

ЕТВ бллагодарит за помощь в подготовке материала руководство Свердловской филармонии. Современные фотографии в тексте — Александр Тверской, проект «Екатеринбург наизнанку».