Найти тему

Как научиться говорить красиво и убедительно?

Оглавление

«Популярная риторика» Леонида Смехова учит говорить убедительно и смело. О неумение разговаривать разбивается много важных задач, поэтому каждому будет полезно освоить этот навык: руководителю или студенту, маркетологу или технарю.

Книга начинается с общей истории риторики. Ещё в Древней Греции риторика имела важное значение, и со стародавних времён были известны подобные пословицы: «Красноречие есть работница убеждения».

Люди надеялись на «ладную речь» в самых разных вещах. Про древних греков известно, что красноречие они использовали не только в политике и правосудии, но и на рынках и в других торговых делах. С тех пор за риторикой закрепилась слава «искусства убеждения».

Риторика переживала спады и рассветы. В наше время это инструмент, который использует силу слова.

Выступление и аудитория

Любое выступление состоит из трёх вещей:

  • этоса (условия выступления, что важно при грамотной подготовке),
  • логоса (фактическое содержание речи),
  • пафоса (эмоции).

В подготовке к выступлению первое, что учитывает оратор, — аудиторию, перед которой он будет выступать. Аудитория может быть:

  • большая, средняя и малая (чем больше людей, тем проще ими управлять),
  • разного качества (имеется в виду её эмоциональный фон и другие особенности),
  • молодого, среднего и пожилого возраста (с разными ценностями),
  • разного пола, социального статуса, уровня образования и т. д.

Для каждого типа аудитории нужно подбирать свой подход. Автор даёт несколько рекомендаций для каждой из групп, с учётом различий в их психологии.

Эмоциональное воздействие, или пафос речи, также делится на типы:

  • Романтический пафос демонстрирует аудитории, что при выполнении какой-то задачи её ждёт моральная награда.
  • Сентиментальный пафос апеллирует к эмоциям сострадания и жалости. Он больше подходит для женской аудитории.
  • Реалистический пафос обращается к материальным благам. Он считается самым действенным и универсальным.

Есть и другие виды пафоса.

Сама речь, заготовленная для выступления, также имеет разные виды. Аргументация по техникам убеждения делится на:

  • учительную (через обучение),
  • диалектическую (через дискуссию и совместный поиск истины),
  • софистическую (доказательство только своей точки зрения),
  • эристическую (уничтожение противника).

Попутно с теорией автор даёт несколько ценных советов, как строить свой диалог с аудиторией или оппонентом в разных условиях.

Например, в публичном споре не соглашаться нужно с позицией, а не с человеком; говорить не «Вы не правы», а «Я бы уточнил ваш довод». Особое внимание стоит обратить на слово «нет». Оно деструктивно, поэтому его лучше заменять на деликатную форму «Да, но».

В основе техник убеждения лежит грамотная, сильная аргументация. Аргумент — это умозаключение, основанное на логике. В нашей речи также используются топосы. Это некие положения, который аудитория понимает как истинные без доказательств. Это объединяет вас и аудиторию. Топосами могут быть общие духовные ценности, вера, предпочтения в кино, постулаты вашей общей профессии — любой объединяющий момент.

Аргументации существует великое множество: аргумент к авторитету, к моде, к долженствованию, к месту, ко времени, к социальному статусу и так далее. Все они подробно с примерами изложены в книге, в конце раздела даются упражнения на определение разных видов аргументов.

Особое внимание в книге уделяется техникам манипулирования. Манипулятор пытается добиться своей цели скрытно. Даже в повседневной жизни мы можем, сами того не зная, использовать манипуляторские приёмы. Например, «вилы» —  это предложение собеседнику выбрать там, где выбора нет:

Тебе удобно сделать это прямо сейчас или сегодня вечером?

В этом случае у человека нет возможности отказаться.

Манипуляторы играют на слабостях, особенностях психики, стереотипах. Когда нами манипулируют, мы испытываем чувство неудобства в разных его проявлениях. Это может быть внутренняя борьба, неудобный момент, возникшее чувство вины или опасности. Почувствовал это, спросите себя: «Почему и откуда это возникло?» Возможно, ваш собеседник нарушает правила этики и пытается вами манипулировать.

Образ оратора

Образ оратора состоит из вербальных и невербальных составляющих. На аудиторию нужно произвести впечатление не только своей речью, но и своей внешностью. На разную аудиторию выигрышно подействуют разные вещи, поэтому и нужно учитывать тех, перед кем вы будете выступать.

Исследования показывают, что обладатели презентабельной внешности легче добиваются расположения других людей. Мы знаем, что внешность обманчива, но не всегда об этом помним, поэтому внешний вид очень важен для выступления. На впечатление влияет и поза, которую принимают выступающий. Именно поза выдаёт настоящие переживания и намерения. Держитесь свободно, избегайте закрытых поз — перекрещенных рук и ног. Также следует потрудиться над голосом: тембр, паузы, изменение интонаций — всё это влияет на впечатление.

Предметы своего образа можно обыграть в выступлении. Например, использовать нестандартный, символический костюм, или, если вы носите очки, в самый интимный момент снять их, как бы демонстрируя свою искренность собеседнику или аудитории.

В отдельной главе автор обращает внимание читателя на грамотность речи. При подготовке к выступлению оратор должен стремиться к идеальному произношению и правильному построению фраз. Если собственной грамотности не хватает, нужно проверить себя по орфоэпическим и грамматическим словарям.

В риторике есть ряд этических требований к оратору: честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность. В книге эти требования раскрываются гораздо подробнее.

Первое выступление

Автор даёт несколько советов начинающим ораторам. Дебютировать всегда сложно, и страх первого выступления — нормально состояние. Он касается следующих моментов:

  • вы думаете, что выступите плохо,
  • аудитория настроена негативно,
  • пугаетесь большого количества людей,
  • боитесь вопросов,
  • не сможете удержать внимание,
  • забудете текст.

Парадоксально, но боязнь выступить плохо, может помочь выступить хорошо.

Например, страх перед большой аудиторией можно побороть. Во-первых, осознайте, что большой аудитории управлять легче, чем малой. Любая аудитория — это отдельные люди, вы можете войти в зрительный контакт с кем-то одним и рассказать свою речь именно ему.

Чтобы удерживать внимание, разработана масса различных приёмов. Например, оживляйте свою речь байками, забавными примерами или шутками каждые 15-20 минут выступления. Не стесняйтесь привлекать внимание, если аудитория отвлекается. Меняйте громкости и темп речи, чтобы не быть монотонным.

Страх забыть текст вообще не должен волновать вас. Составьте план-конспект, готовьтесь к речи заранее, тренируйтесь перед зеркалом накануне, в конце концов, выпейте успокоительное. Первая фраза должно быть отточена до совершенства, а дальше всё пойдёт само собой.

Начинающему оратору бывает сложно отвечать на вопросы по мере своего выступления. Если вопросы нельзя перенести после выступления, есть несколько способов работы:

  • отвечайте на вопрос кратко,
  • просто игнорируйте вопрос, если он не интересуют больше никого,
  • переадресуйте вопрос аудитории — «Кто-то знает ответ на этот вопрос?»,
  • попросите задать вопрос после выступления,
  • переведите всё в шутку.

Леонид Смехов вспоминает знаменитую книгу Ларри Кинга, в которой описаны основные принципы хорошего диалога. Они же потребуются и в ораторском искусстве.

Про книгу Ларри Кинга мы уже писали, её саммари вы найдете по ссылке.

Восьмая глава книги посвящена практике и разбору речевых ситуаций. Для создания эффектной речи есть все инструменты.

Существуют схемы речи. Первая универсальная схема — хрия. Она используется с целью убедить аудиторию и строится таким образом:

  • обращение,
  • именование темы,
  • повествование,
  • описание,
  • доказательство,
  • опровержение,
  • воззвание,
  • заключение.

Есть американская схема, которая называется 6P:

  • предисловие,
  • положение,
  • проблема,
  • предложение,
  • подведение итогов,
  • послесловие.

Другая американская схема:

  • привлечение внимания,
  • усиление интереса,
  • вызов желания,
  • призыв к действию.

Это яркая, быстрая схема. Она эффективна, когда речь короткая и насыщенная, поэтому часто используется в рекламных роликах.

В риторике разработаны и эффективные правила убеждения. Например, для получения положительного решения по важному вопросу поставьте его на третье место, Первые два вопроса должны быть короткими и понятными, на который собеседник легко ответит «Да».

В отдельной главе разбирается аттракция — психологическое понятие, которое обозначает притяжение одного человека к другому. Она нужна для привлечения и удержания внимания, расположения, интереса к оратору. Леонид Смехов разбирает, что работает при аттракции и как это использовать в свою пользу.

Дальше автор, как школьный учитель, учит начинающих ораторов говорить красиво. Он объясняет фигуры речи, отдельно разбирает важные виды средств выразительности, приводит примеры их употребления и показывает их в тексте.

Затем вся теория разбирается с точки зрения практического применения: в рекламе, в сфере продаж, в политике, в юриспруденции, даже в кругу друзей и в спорах. Для каждой ситуации существует своя оптимальная комбинация стилей речи, фигур, настроя оратора и других элементов. Они подробно изложены во второй части книги в примерах из практики.

Эта книга объединяет в себе другие академические труды по риторике и берёт из них базу. Если вам нужна отправная точка, чтобы совершенствовать своё ораторское мастерство и просто быть хорошим собеседником, «Популярная риторика» даст вам крепкую основу: в ней представлены и теория, и прикладные материалы, и упражнения на дикцию и построение текстов.