Приветствую тебя, мой дорогой читатель. Прошло 75 лет с момента освобождения Ленинграда. О блокаде Ленинграда мы писали в предыдущей статье, также я выкладывал фотохронику этого страшного события, которое длилось 871 день. Я не мог пройти мимо этого памятного события, и решил написать статью, как же была прорвана блокада Ленинграда.
18 января 1943 года около 14.00 над колокольней в Шлиссельбурге был поднят красный флаг — его установил солдат 86-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта Губанов. За пару часов до этого, в 11:45, войска Волховcкого и Ленинградского фронтов встретились, преодолев последние километры немецкой обороны. Операция “Искра”, начавшаяся 12 января, завершилась прорывом блокады Ленинграда.
И хотя осада города будет полностью снята только через год, в январе 1944 года, узкий коридор, вновь захваченный в эти дни, даст городу возможность дышать: за рекордные 17 дней будет построена 30-километровая железная дорога, по которой первый поезд прибудет с “континента” в Ленинград. Рацион хлеба по карточкам постепенно увеличиться до средних по стране норм, а фабрика Надежды Крупской будет выпускать по несколько тонн популярных довоенных конфет “Медведь на Севере”.
Спасти Ленинград
К началу зимы 1942 года, ситуация вокруг Ленинграда была критической — к осени из города с довоенным населением около 3 миллионов человек, было эвакуирован миллион человек. Зимой в городе ежеджневно умирало несколько тысяч человек — общее число жертв блокады, по разным данным, составляло от 600 тысяч до 800 тысяч человек. Несколько попыток двух крупных операций по прорыву оказались неудачными. Дорога жизни, открытая в ноябре 1941 года, позволила облегчить участь жителей, но было очевидно, что ее ресурсов недостаточно для спасения города. В ожидании новой блокадной зимы, командование приступило к разработке операции по спасению Ленинграда.
“И пусть ‘Искра’ зажжет пламя”
Первоначально планировалось осуществить его в два этапа — на первом, который должен был завершиться к концу 1942 года, войска Ленинградского и Волховского фронтов должны были захватить так называемый Шлиссельбургский и Синявинский выступ, где расстояние между ними было самым коротким; на втором, в феврале 1943 года — базу Ораниенбаум. Ставка решила пойти на первый шаг, но перенесла начало операции на январь. По рассказам, название операции было придумано Сталиным— вспомнив о предыдущих неудачных попытках, и ожидая, что бойцы двух фронтов сумеют прорваться навстречу друг другу и впоследствии развить успех этой операции, Сталин якобы сказал: “И пусть ‘Искра’ зажжет пламя”.
Три операции 2-й ударной армии
Весной 1942 года под Ленинградом была проведена Любанская операция, которая, однако, не увенчалась успехом. Операция закончилась гибелью 2-й ударной армии. Тогда, пытаясь освободить Ленинград, в болотистых лесах вокруг города без вести пропало почти 30 тысяч солдат. Командующий армией генерал Власов был взят в плен и впоследствии начал сотрудничать с Вермахтом. Но 2-я ударная армия была восстановлена — и до победного конца прорвала кольцо блокады.
Восстановленная в июле 1942 года в районе Путилово, она приняла участие в следующей Синявинской операции, но вновь не смогла сломить сопротивление немецких войск. В январе 1943 года, войдя в состав войск Волховского фронта, армия нанесла крупный удар в направлении рабочего поселка № 1 и рабочего поселка № 5, и того же Синявино, для соединения с Ленинградским фронтом.
Последний залп Шлиссельбургской крепости
2-я ударная армия перешла в наступление утром 12 января 1943 года вместе с пятью другими армиями (еще одна, 14-я воздушная дивизия, обеспечивала авиационную поддержку). Войска, участвовавшие в операции, должны были пересечь Неву под огнем противника и преодолеть сопротивление в укрепленном болотистом районе Шлиссельбург-Синявинского выступа. К 18 января, между двумя фронтами оставалось всего несколько километров, и вскоре Волховский и Ленинградский фронты встретились в районе рабочего поселка № 5. Расположенная в знаменитой Шлиссельбургской крепости артиллерийская батарея дала последний залп, и к вечеру того же дня к месту встречи прибыли инженерные группы для строительства железной дороги в город.
По «Коридору смерти»
Железную дорогу в Ленинград, назвали Дорогой Победы, протяженностью почти 30 км, она была построена за 17 дней: за это время строители, во главе с руководителем Ленинградского метрополитена Иваном Георгиевичем Зубковым, проложили дорогу через проселочные леса и болота, и построили через реку мост длиной 1300м. Ширина, взятого войсками коридора, составляла от 8 до 11 км, а некоторые участки дороги проходили на расстоянии 3-4 километрах от немецких артиллерийских позиций. Очень скоро его прозвали “коридором смерти”. Но осажденный город ждал помощи, и железнодорожники запустили поезда в этот “коридор смерти”.
Высадка кошек
Одним из первых поездов, прибывших в Ленинград после прорыва блокады, стал специальный состав Ярославля с четырьмя вагонами кошек. В осажденном городе гибли не только люди, но и почти все домашние животные. В огромном количестве разводились крысы. Они съедали последние запасы продовольствия, проникли в сады, организованные жителями, угрожали Ленинграду эпидемиями. Для борьбы с ними были созданы специальные бригады, однако справиться с нашествием грызунов человеческими силами было практически невозможно, и как только кольцо было разорвано, Ленинград обратился за помощью к Ярославлю. Местные жители откликнулись на призыв. Кто-то отдавал пойманных на улице кошек, которых считали хорошими крысоловами, кто-то отдавал своих питомцев.
Почти весь город приехал встречать “кошачий эшелон” в Ленинград. Те, кто не получил питомца, впоследствии покупали котят на рынке. За одного котенка иногда предлагали до 500 рублей, а килограмм хлеба на черном рынке продавали за 50 рублей.
Однако больше всего кошек погибло в осажденном городе, а в конце войны в Ленинград пришел еще один эшелон – на этот раз Сибирский. А в 2000 году на Большой Садовой улице, город воздвиг памятник блокадным котам – Елисею и Василисе.
Фейерверк в блокадном Ленинграде
После того, как поздно вечером 18 января Советское информационное бюро передало сообщение о прорыве блокады, в измученном городе начался фейерверк. Улицы, покрытые следами снарядов и бомб, были украшены флагами. Прохожие, прошедшие вместе с городом две страшные зимы, поздравляли друг друга с победой, до которой Ленинграду оставалось ещё не один год. Блокада будет полностью снята 27 января 1944.
Спасибо за прочтение этой статьи. Если она вам понравилась, ставьте палец вверх, а также подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации.