Данная статья относится к Категории: Борьба с деградацией общества
«В 510 г. Гиппий был изгнан из Афин. Нового вождя и реформатора звали Клисфен. Аристократ по рождению, но, видимо, последовательный демократ по убеждениям, Клисфен нанёс тяжкий удар афинской родовой аристократии.
Наиболее важным пунктом в его реформе 508 года было изменение административного деления Аттики. Некогда (легенда утверждала, что при мифическом царе Ионе) вокруг Афин объединилось четыре соседних племени - филы. Вся система выборов и представительства, созданная Солоном, базировалась на этих четырёх филах.
Естественно, что родовая аристократия сохраняла в них свое традиционное влияние. Клисфен же разбил Аттику на 10 фил, причём в состав каждой из них были включены жители разных мест: из города, с побережья и из внутренней части страны. Новые филы стали безликими единицами административного деления, тяготеющими к городу: Роды в них перемешались, аристократы утратили своё влияние. 50 человек от каждой филы по жребию избирали в совет пятисот (вместо прежнего Совета четырёхсот). По филам - тоже по жребию - выбирали в гелиею, формировали отряды тяжеловооружённых пехотинцев («гоплитов»). По одному человеку от каждой филы Народное собрание выбирало на учреждённые Клисфеном новые должности высших военачальников - «стратегов».
Избрание в стратеги не было ограничено имущественным цензом. Кроме того, их действительно выбирали открытым голосованием, а не назначали по жребию. Наконец, хотя стратеги отчитывались и переизбирались ежегодно, на эту должность можно было быть избранным неограниченное число раз.
Необходимость ответственного выбора военачальников диктовалась сложностью задач, которые им теперь приходилось решать. В сражениях участвовало намного большее (чем во времена Солона) число воинов - различно вооружённых, пеших и конных. Исход боя теперь в немалой степени зависел от опыта и искусства стратега. Полагаться при его избрании на слепой жребий было бы опасно. Неразумно было и ежегодно менять командующих. Со временем, когда Афины станут во главе союза греческих городов, практика ежегодной замены по жребию гражданской администрации тоже выявит свою несостоятельность. В обход её будут, расширяться полномочия стратегов, а у Народного собрания появятся неформальные лидеры. Но до этого ещё далеко.
Важным нововведением Клисфена была процедура «остракизма», направленная против угрозы возобновления тирании. Народное собрание решало вопрос о том, имеются ли основания опасаться попытки узурпации государственной власти. Если такая опасность признавалась, народ в назначенный день сходился на рыночную площадь для остракизма. Каждый гражданин на глиняном черепке («остраконе») писал имя того, кто по его мнению намеревался посягнуть на демократию. Потом черепки сортировали и подсчитывали.
Названный большинством голосов должен был удалиться из Афин на 10 лет. Имущество его при этом не конфисковывали, а по возвращении в Афины он полностью восстанавливался в гражданских правах. Остракизм был задуман не как мера наказания, а для предупреждения возможности ущемления демократии. Хотя, как и следовало ожидать, в последующей истории Афин он не раз использовался совсем в других целях.
Реформы Клисфена поставили Афины на путь последовательного развития демократии, так что некоторые исследователи именно Клисфена считают её родоначальником. Кстати говоря, отметим, что рабов в Афинах всё ещё было очень мало».
Остерман Л.А., О, Солон! История афинской демократии, М., «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина», 2001 г., с. 22-23.
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.