Найти тему

История моих франшиз, и с чего я начинал.

Очень важно понимать, что в один и тот же момент с каждым из нас происходят совершенно разные процессы. В один и тот же момент мы находимся один вверху, другой внизу, и одна и та же информация будет каждому видна со своего угла. Предыдущую статью для блога я написал с той позиции, что про меня уже все мои читатели многое знают. Но я забыл о том, что на меня ежедневно подписываются новые и новые интересные люди. Поэтому эту статью в блоге я решил посвятить своей истории, и именно истории моих франшиз.

Моя история, как мне кажется, не отличается от многих рассказанных предпринимателями по всему миру. И часто в этих историях прослеживается одна схожая мысль, что эти люди, как и я, никогда не работали «на дядю». Это, на мой взгляд, не показатель, но деталь интересная, и я обычно ее упоминаю, когда рассказываю о себе.

Так вот, обо мне!) С 2011 по 2014 я являлся владельцем крупнейшей в России франшизы частных детских садов «Sun School», до 2018 года – совладельцем франшизы «Море желаний». И на данный момент являюсь одним из совладельцев event-площадок «Форт фэмили», франшизы, включающей в себя проекты «Форт Боярд», «Золотая лихорадка» и «Джуманджи». А как все начиналось?

Мне и самому стало интересно, смогу ли я сейчас окинуть взглядом пройденный путь (хотя и впереди еще лежит очень много!) и вычленить теточки, которые стали поворотными, те ступени, на которые пришлось забраться в процессе. Не какие-то конкретные даты, цифры – а основополагающие, ключевые решения, понимание которых может пригодиться любому, независимо от направления его бизнеса.

Самая первая моя франшиза появилась на основе сети детских садов SunSchool. Тогда мой партнер, Наталья Гладкова, столкнулась с тем, что детских садов не хватает или же их качество оставляет желать лучшего. Она принялась искать варианты, опрашивать друзей, у которых тоже были дети и кто столкнулся с той же проблемой. Стало понятно, насколько сильна нехватка хороших, развивающих, качественных учреждений для дошкольного возраста. И тогда она начала создавать самый первый детский сад – исходя из тех требований, которые я предъявил бы к детскому саду для своего ребенка. Так возник самый первый детский сад, потом появился второй. Стало понятно, что спрос на эти услуги просто колоссальный – и желающих заниматься этим бизнесом тоже много (что важно, поскольку бизнес этот из разряда тех, что требует большого вовлечения). Мы решили, что из нескольких детских садов пора делать франшизу. И поначалу было нелегко – мы сталкивались с трудностями на всех этапах, от создания пакетов документации, до разработки стандартов, которые должны быть очень высоки, потому что речь идет о детях, их образовании, питании, досуге. И на этом этапе главным решающим ходом было, пожалуй, то, что я сумел разглядеть возможность и взялся за нее. Так что да, первый шаг – «Увидел путь – иди по нему».

К 2014 году, сети Sun School исполнилось три года, и она уже твердо стояла на ногах (на тот момент у нас было около 50 детских садов по всей стране). В конце 2014 года мы с партнером продали компанию. Было решено идти дальше.

Некоторое время спустя, а именно – в начале 2015 года, я заинтересовался новым, необычным проектом – сетью «Море желаний». Это франчайзинговая сеть аквариумов-автоматов, созданная в партнерстве с Всемирным фондом дикой природы (WWF России). В отличие от франшизы детских садов, «Море желаний» представляет собой готовый бизнес под ключ с пассивным доходом. Однако это требует очень серьезной подготовительной работы, упорства, а подчас и храбрости. Да, последнее немаловажно. На примере «Моря желаний» могу показать – в определенный момент, когда зародившаяся идея стала воплощаться, и мы поняли, что этот бизнес может быть успешным, мы уперлись в стену. Даже две – одной из них было то, что никто до нас не занимался такой франшизой, устройство аквариумов надо было продумать технически, как и их изготовление, доставку и сборку, а также разработать систему кормления рыбок, а это серьезная экологическая задача. Ведь, к примеру, в будние дни могло получиться так, что рыбок посетители кормили бы мало, а в дни высокой посещаемости – перекармливали бы. Это я не говорю о поддержании температуры в аквариуме, чистке и прочем, не забывайте, речь идет о живых рыбках.

Словом, первой «стеной» был массив технической работы, второй –финансы. Да, для того чтобы справиться с одной проблемой, надо было решить другую, вернее, «решиться». Риск был, и очень большой. Но в итоге мы нашли средства, сумели правильно ими распорядиться, перевели производство аквариумов в свои руки, и чтобы сэкономить в итоге, и чтобы контролировать весь процесс. А потом справились и со второй «стеной», получив в итоге слаженную, продуманную франшизу, аналогов которой в мире нет, и доказательством этому то, что к 2017 году мы успешно начали продавать ее в США и Франции. А к 2018 году франшиза работает в пяти странах – России, Казахстане, Польше, Англии, США. Какой девиз этого этапа? «Упорно иди вперед, преодолевай препятствия, не опуская руки, и все получится».

Ну и третий (конечно, не последний, просто в рамках этого поста я остановлюсь пока на нем) этап, который тоже очень важен и который я прочувствовал на себе. В определенный момент любой бизнес (и любой процесс) останавливается. Доходит до «потолка», и иногда это связано с тем, что человек, стоящий во главе бизнеса, достигнув определенного дохода, считает, что дальше идти просто некуда. Или не знает, куда идти. В первом случае эта остановка в итоге приведет к постепенному «застаиванию» бизнеса и человека – а мы помним, что вы должны расти быстрее своего бизнеса. Во втором – к его развалу. В какой-то момент, даже если очень хочется остановиться и наслаждаться плодами своих трудов, нельзя себе этого позволять. Наоборот, нужно постараться выйти из обычного круга, поискать что-то новое. Это даст толчок и вам, и вашему бизнесу. И для меня таким толчком стала франшиза «Форт Фэмели».

Потому что, если в первом случае франшиза была развитием единичного бизнеса, а во втором – «пробой пера», то на этом этапе я уже осознанно и подготовлено создавал именно франшизу, причем такую, какую задумал сам – популярную, прибыльную, но еще и продуманную, стоящую на определенных ценностях. Я захотел заложить основы, на которых, как на фундаменте, можно будет строить все, что угодно. И это «здание» будет долгосрочным. Хотя, наверное, аллегория со «зданием» будет не вполне корректна – скорее, это закладка целого города, который будет расти вширь и ввысь, включать в себя новые направления, людей, бизнес-идеи и простоит больше года или десяти лет – я надеюсь, больше человеческой жизни. Так что определяющей фразой для этого этапа будет: «Не останавливайся – дойдя до цели, ставь следующую, ведь самые главные цели всегда впереди».