Найти в Дзене
Акварель с Кирой Салимовой

Ноты художника, или Как красиво подобрать цвета

Как в музыке необходимы ноты, так в живописи нужно знать цветоведение. Не будем отрицать того, что существуют творцы, интуитивно выбирающие гармоничные сочетания красок и их смесей, но таких незначительное меньшинство. В основном художник, не знакомый с теорией цвета, напоминает идущего с завязанными глазами путника. Все его удачи случайны, а промахи болезненны и неизбежны. Плюс ко всему над теорией цветосмешения трудилось много умного народа, и не поинтересоваться этими достижениями подобно самостоятельному изобретению велосипеда: сложно, затратно и нерационально. Итак, уже в 1766 году энтомолог Мозес Харрис, вдохновившись многообразием и красотой бабочек, представил «Естественную систему цветов», которая показывала, что путем смешения трех основных пигментов могут быть образованы любые другие цвета, а насыщенность зависит лишь от густоты наложения. Он представил три основных цвета – жёлтый, синий, красный – и их промежуточные оттенки в виде круга, где спектральные (самые чистые

Как в музыке необходимы ноты, так в живописи нужно знать цветоведение. Не будем отрицать того, что существуют творцы, интуитивно выбирающие гармоничные сочетания красок и их смесей, но таких незначительное меньшинство. В основном художник, не знакомый с теорией цвета, напоминает идущего с завязанными глазами путника. Все его удачи случайны, а промахи болезненны и неизбежны.

Плюс ко всему над теорией цветосмешения трудилось много умного народа, и не поинтересоваться этими достижениями подобно самостоятельному изобретению велосипеда: сложно, затратно и нерационально.

Итак, уже в 1766 году энтомолог Мозес Харрис, вдохновившись многообразием и красотой бабочек, представил «Естественную систему цветов», которая показывала, что путем смешения трех основных пигментов могут быть образованы любые другие цвета, а насыщенность зависит лишь от густоты наложения. Он представил три основных цвета – жёлтый, синий, красный – и их промежуточные оттенки в виде круга, где спектральные (самые чистые) цвета к центру затемнялись, а к периферии становились прозрачнее.

Но этого было мало, потому что среди цветов можно выделить дополнительные, то есть такие оттенки, которые подчеркивают красоту друг друга, а в смесях взаимно гасят яркость. В восемнадцатичастном круге Мозеса Харриса эти цвета отыскать не так просто, потому что они не лежат напротив.

И вот спустя почти двести лет, в середине двадцатого века, педагог и художник Иоганнес Иттен предлагает двенадцатичастный цветовой круг. И тогда напротив лежащие цвета сложились в искомые пары: оранжевый – синий, красный – зелёный и жёлтый – фиолетовый. Ну и промежуточные соответственно: жёлто-зелёный соответствует красно-фиолетовому, красно-оранжевый – сине-зелёному и так далее. Теперь чтобы написать вазу приглушённого синего цвета, вы без лишней рефлексии берёте ультрамарин и добавляете к нему немного оранжевого кадмия.

Ура науке! И как написано в трагедии А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”:
“Ремесло поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху, звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп.
Поверил я алгеброй гармонию.
Тогда уже дерзнул, в науке искушённый,
Предаться неге творческой мечты.”

Для обучения своих студентов я ещё более упростила круг Иттена до шести частей, чтобы запомнить три основные пары дополнительных цветов. Напомню: в смеси они гасят друг друга, а если их положить рядом, то получится максимальный цветовой контраст или, как ещё говорят художники, температурный контраст, потому что один цвет в такой паре всегда тёплый, а другой – холодный .

-2

Теперь вам должно быть немного понятнее, почему тёмно-серую голову снегиря мы написали через ультрамарин и оранжевый, а также почему эти же два цвета нарисовали такие выразительные деревья.

Много другого интересного ищите у меня в соцсетях: инстаграм,facebook,ВК.