Какой должна была быть красавица эпохи Ренессанса? Желательно, чтобы на её лице "сражались розы и лилии", то есть смешивались красный, белый, розовый. Белая кожа с румянцем на щеках и алые губы.
Но если учесть, что нередко болезни оставляли следы на лице, то от природы идеальная белая кожа была уделом немногих. Зато можно было воспользоваться белилами!
Белила, в частности, свинцовые, были, пожалуй, самым популярным косметическим средством эпохи Возрождения, и продержались в моде несколько веков. Делали их так: свинцовые пластинки подвергали воздействию испаряющегося уксуса. Налёт, получившийся в результате, собирали, и использовали в качестве косметического средства.
Увы, они были ядовитыми. Зато гладко наносились и хорошо лежали на коже - мы и сегодня ценим эти качества, когда пользуемся косметикой. Были и менее опасные виды белил, но, соответственно, и менее эффективные. Большинство белил наносили толстым слоем, добавляя яичный белок. Это создавало эффект легкой полировки, и делало кожу похожей на гладкий мрамор. Белила маскировали все недостатки, однако, нанесённые плотным слоем, превращали лицо в маску.
Взять, к примеру, королеву Елизавету I. В молодости, пришедшейся на середину XVI века, она считалась красавицей – с бело-розовой кожей и золотистыми волосами.
Со временем, несмотря на то, что королева старела, ничего не менялось – её по-прежнему принято было считать красавицей, и изображать на портретах без признаков возраста. В реальной жизни этого эффекта, конечно, добиться было нельзя, но белила хотя бы в какой-то мере помогали законсервировать пресловутую красоту.
Пусть раскрашенное лицо и казалось безжизненным, оно, тем не менее, гармонировало с теми немыслимо роскошными, перегруженными отделкой и драгоценностями нарядами, в которых красовалась Елизавета на портретах. Пожалуй, естественное, ненакрашенное лицо просто терялось бы на таком фоне...
А о других косметических ужасах Ренессанса и о белилах более поздних эпох тоже поговорим. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!