Продолжая тему перемещения по Индии, сегодня мы рассмотрим автобусы, самолеты и такси. К сожалению, несмотря на большую разветвленность линий железных дорог, поезда ходят не везде, поэтому нам регулярно приходилось пользоваться и иными способами передвижения, о чем и будет это пост.
Слипер-басы - ночные автобусы на длинные расстояния.
Не смотря на большой опыт путешествий, такое чудо я увидел впервые в жизни. Внешне выглядит как обычный междугородний автобус, а внутри что-то вроде плацкартного вагона поезда. Лежачие места в 2 этажа, с одной стороны двухместные, с другой одноместные.В нашем случае "купе" отгораживалось плотными шторками, но встречаются еще варианты со съезжающими в сторону пластиковыми дверцами. Если вы путешествуете один, очень важно приобрести одноместное "купе" либо выкупить все двухместное, потому что вам обязательно кого-то подселят и маловероятно, что это будет сексуальная молоденькая индианочка. В старых автобусах еще очень часто ползают тараканы, так что будьте готовы. В движении эти автобусы ужасно качает то ли от неровных дорог, то ли от мастерства индийских водителей.
Но самая главная проблема оказалась найти этот автобус. Мы планировали проехать на таком из Мумбаи на Гоа. В билете было указано, что автобус выезжает от определенной автостанции, куда мы и приехали за полчаса до отправления. За 20 минут поиска автобус так и не был найден, помог местный мальчик, который сразу сказал, что такие автобусы паркуются не здесь, а в каком-то другом месте, до которого добираться еще 15 минут на тук-туке. Он позвонил диспетчеру, узнал телефон водителя и попросил его подождать нас, потом нашел тук-тук, объяснил, куда ехать и отправил нас. Тук-тук реально вез минут 15, остановился на каком-то непонятном перекрестке и дал понять, что мы приехали. Мы попросили его созвониться с водителем (тук-тукер на зло не знал английский, поэтому пришлось общаться жестами), который после 2 минут общения, разобрался, где он стоит и еще минут 5 вез до этого места, передав почти из рук в руки. В итоге на поиски этого автобуса мы потратили около часа. До сих пор не могу понять, как не местные без помощи кого-то могут его найти.
Локал-басы - автобусы на короткие расстояния между городами.
Никогда бы не использовал этот вариант, если бы наш поезд из Каджурахо в Дели отменили за 2 часа до выезда. До столицы около 600 км, у нас 30 часов до вылета самолета домой, поэтому подходил бы любой вариант, главное - успеть. Наша поездка была по маршруту: Каджурахо-Чхатарпер-Джханси-Дели. В каждом городе выходили на автостанции и искали вариант доехать до следующего города поближе к Дели.
В итоге мы совершили 3 пересадки и потратили 16 часов, зато на всю дорогу потратили на каждого порядка 600 рупий. Это один из самых дешевых вариантов проезда по стране, который соответственно привлекает и самую бедную аудиторию. Автобусы древние, в ужасном состоянии, изо всех окон и щелей дует, на приборной панели дымятся аромапалочки, а из колонок орет индийская музыка. Иногда реально не знаешь, что лучше, задохнуться от вони соседей, дымящих палочек и сигарет или замерзнуть ночью от холодного воздуха из форточек. Честно говоря, я несколько раз даже думал, что это моя ночь станет последней в жизни, потому что даже одев все теплые вещи, замерз вхлам. Один из наших автобус сломался, и на ремонт его потратили около 2-х часов, а на подъезде к Дели его же остановила полиция, оказалось, что автобус этот вообще незаконный.
Вообще, эти автобусы можно использовать как орудие психологических пыток, но прокатившись на таком, вы рискуете увидеть настояющую нетуристическую Индию. И я очень сильно сомневаюсь, что после ночи в этом аду, кто-то вообще сможет любить эту страну и воссторженно рассказывать о ней, как это делают некоторые.
Самолеты
Самый быстрый и при этом дорогой способ путешествия по Индии. Мы делали перелет один раз с Гоа в Варанаси с пересадкой в Ахмадабаде. Каждый из сегментов занимал около двух часов и пересадка 4 часа часа, которая превратилась в 6 из-за задержки рейса. Учтите, что в Индии может задерживаться все, даже самолеты. Этот перелет на двоих вышел нам в 25 тысяч рублей, в стоимость входила ручная кладь на каждого и 2 багажных места по 15 кг, питание отсутствовало. Но этот билет мы купили буквально за пару дней до вылета.
Вход в аэропорт осуществляется только по билету, поэтому в аэропорте нет нищих. Офицер долго рассматривал наш билет на телефоне, потому что тот частично был на русском. Из местных авиакомпании встречались AirIndia, SpaceJet, IndiGo, JetAirways, у каждой свой досмотр и стойка регистрации. Как я понял, в Индии нет транзита, поэтому, когда вы прилетаете с одного рейса, необходимо забрать багаж, выйти из аэропорта и снова туда пройти, предъявив билет, проверив багаж и зарегистрироваться на стойке. Это занимает кучу времени и сил.
Для приобретения можно использовать aviasales.ru и makemytrip.com
Такси
Все попытки взять в аренду автомобиль в Индии увенчались неудачей, везде предлагалось только взять автомобиль вместе с водителем. Возможно, индийцы сами понимают, что в этом хаосе без правил дорожного движения да еще и с левосторонним движением мало кто сможет проехать без аварий. Такси самый комфортабельный способ посмотреть страну и быстро проехать по местам, куда очень сложно добраться на поездах и автобусах, например, до каких-либо храмов.
Мы проехали на такси по маршруту "Золотого треугольника" Дели-Агра-Джайпур, потому что между Агрой и Джайпуром находился самый глубокий ступенчатый колодец в мире, который я очень хотел увидеть. Возможно, туда ходят и локал-басы, но для того, чтобы добраться до этой деревеньки и потом выбраться из нее потребовалось бы не менее суток. К тому же за один день мы успевали как переместиться из города в город, так и посмотреть его основные достопримечательности, к примеру, выехал утром из Дели, мы после обеда уже были в Агре и посмотрели Тадж-Махал с Красным фортом. На автобусе или поезде на тоже самое потребовалось бы уже 2 дня.
Стоимость одного километра пути выходило в районе 20 рупий, очень важно заранее обговаривать, чтобы в стоимость проезда была включена парковка, платные дороги, кондиционер (если жарко) и все заезды, иначе вас могут попросить доплатить. После того, как таксист доставлял нас до отеля, парковался рядом и ночевал прямо в машине.
Как видите, путешествие по Индии может быть как очень дешевым и малоприятным, так сверхдорогим и комфортабельным. Все зависит от времени, которым вы располагаете, и от размера вашего кошелька.
Про поезда писал в отельном посте: https://zen.yandex.ru/media/bepowerback/kak-ezdit-na-indiiskih-poezdah-5c4bf5599c57e900ad31dd21
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал: https://zen.yandex.ru/bepowerback